ХОРОШО известно, что мальчиков рождается немного больше, чем девочек. Однако и погибают мальчики в последние сроки беременности чаще, значит, казалось бы, девочек должно рождаться больше - а чаще рождаются мальчики. Почему же это происходит, куда пропадают девочки?
Для того чтобы ответить на этот вопрос томские генетики обследовали 342 спонтанных абортуса (именно так называют ученые неродившихся зародышей), разделили их на три группы по степени нарушения развития, определили соотношение полов (отношение числа эмбрионов-мальчиков к числу эмбрионов-девочек) в каждой из групп и частоту встречающихся у них хромосомных мутаций.
Дело в том, что один из основных механизмов естественного отбора у человека - спонтанное прерывание беременности. Если в ходе развития эмбриона какие-то процессы "запускаются" неправильно, возникают несовместимые с жизнью отклонения, зародыш погибает, организм матери отторгает его - происходит так называемый спонтанный аборт.
Результаты исследования показали, что из 342 абортусов у 100 не было явной задержки развития (первая группа). 176 зародышей перестали развиваться уже на 2-7 неделе, но непонятно, почему организм матери не отторгал их вплоть до 10-14 недели беременности (вторая группа). Наконец, в 66 случаях и зародыша-то как такового не было: развитие остановилось уже на 2-4 неделе, и далее формировался практически пустой плодный мешок без эмбриона (третья группа - так называемая анэмбриония). Ученые определили, кем мог бы стать каждый из этих зародышей, доживи он до рождения, и оказалось, что во всех группах неродившихся зародышей девочек было больше, чем зародышей-мальчиков.
Если в первой группе, условно говоря, на каждые 10 девочек приходилось 7,7 мальчика, то во второй - уже 6 мальчиков, а третья группа вообще практически на две трети состояла только из девочек (соотношение полов 0,31). Вот и ответ на вопрос, почему при рождении больше мальчиков, а не девочек: девочки погибают еще раньше, в первом триместре беременности.