ВСЕ началось 24 года тому назад, когда у зоолога Пола Эвалда разыгрался сильный понос. В связи с возникшей проблемой у него было время задуматься о том, что же все-таки лежит в основе его беды - стремление микроба распространиться как можно шире или же это промывается его собственный организм, стараясь избавиться от заразы?
Поправившись, Пол Эвалд не поленился покопаться в медицинской литературе и пришел к выводу, что практически все, написанное в медицине об эволюционном процессе, написано неправильно. И он взялся исправлять положение. Хотя Эвалд не врач, именно он стал пионером в развитии направления, которое ныне известно как эволюционная медицина.
Эвалд пришел к выводу, что современная медицина, чрезмерно увлекшись генетикой и вопросами образа жизни, упускает из вида главную причину большинства наиболее распространенных и вредных заболеваний, с которыми сталкивается человечество. Болезни сердца? Он подозревает микробов. Рак? Тоже похоже на микробную инфекцию. Психические заболевания? И тут микробы.
При поддержке нескольких коллег Эвалд стремится возродить интерес к инфекционной теории заболеваний, которую в последние годы затмили другие идеи. И появляется немало свидетельств того, что Эвалд может оказаться прав.
Например, сейчас все чаще признают бактериальными по происхождению и лечат антибиотиками некоторые формы язвы, в которых ранее винили один лишь стресс. Появляются и данные в пользу вирусного происхождения некоторых форм рака. Открытия эти принадлежат не Эвалду, но именно он обращает на них внимание как на свидетельства преувеличения роли генетики и окружающей среды в развитии болезней. Он убежден, что лучшие исследования инфекционной природы заболеваний еще впереди.
Эвалд описывает болезни так, как если бы это были боевые действия. Вирусы, бактерии и другие микроорганизмы стремятся преодолеть оборону нашего тела. Попав внутрь, они пируют и размножаются, а потом отправляются на поиски новых тел, которые можно было бы захватить. С течением времени человек обретает новые защитные механизмы или же создает себе новые способы защиты, такие как антибиотики и вакцины. Но микробы, новые поколения которых появляются каждые полчаса или еще чаще, способны очень быстро эволюционировать и преодолевать новейшие средства обороны. По мнению Эвалда, новые антибиотики будут и впредь неизбежно быстро сдаваться под натиском стремительно эволюционирующих бактерий.
Одним из ключевых доказательств в пользу инфекционной теории Эвалд считает эволюционный процесс: поскольку генетические мутации встречаются у людей крайне редко, то наследственные заболевания лишены возможности эволюционировать и сражаться с человеческим организмом так, как это делают бактерии. Если бы какое-то генетическое заболевание было смертельно опасным для человека и достаточно распространенным, то все носители дефектного гена давно бы вымерли. Из этого Эвалд делает вывод, что все распространенные заболевания, такие как болезни сердца, рак и расстройства психики, должны быть результатом эволюции бактерий, а не генетических дефектов.
Эвалд также считает, что современная наука преувеличивает роль экологических факторов в развитии болезней. По его мнению, человеческий организм вполне успешно справляется с малыми концентрациями химических веществ, и слишком редки случаи наличия этих веществ в достаточно высоких концентрациях, чтобы этим объяснять заболеваемость.
По мнению многих исследований, болезни являются результатом тонкого взаимодействия всех этих факторов - генетических, экологических и инфекционных. В принципе Эвалд с этим согласен, но полагает, что сегодня официальная наука увлеклась изучением генетики человека в ущерб изучению более важного объекта - микроба. По словам Эвалда, от проекта генома микроба было бы куда больше пользы с точки зрения понимания болезней, нежели от столь широко рекламируемого проекта генома человека.
Но со взглядами Эвалда согласны далеко не все специалисты. Так, некоторые ученые настаивают на том, что связь онкологических заболеваний с генетическими мутациями полностью доказана, и без этих мутаций рака бы не было. Другие потратили немало времени на поиски инфекции, вызывающей сердечно-сосудистые заболевания, но ничего не нашли. Они утверждают, что для объяснения инфаркта нет никакой необходимости вовлекать микроорганизмы: основные факторы, ведущие к инфаркту, человек формирует своим образом жизни - лишним весом и курением.