С 7 до 12 лет. Первые уроки

   
   

Приближается новый учебный год - время серьезных испытаний не только для детей-первоклашек, но и для их родителей. Ведь то, как ребенок адаптируется к школе, во многом зависит от моральной поддержки в его семье. Подробней об этом расскажет психолог-консультант центра социально-психологической адаптации "Генезис" Марина Юрьевна МЕДВЕДЕВА:

- РЕБЕНОК идет в 1-й класс, а это значит, в его жизни грядут достаточно бурные изменения - из относительно беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями. И, к слову сказать, наша школа не особо рассчитана на то, чтобы как-то сгладить этот резкий переход.

Теперь от малыша потребуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на уроке, заодно стараясь усвоить учебный материал. Нагрузка с первых дней немаленькая - неделю у первоклашек, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков, что составляет половину взрослого рабочего дня. Добавьте к этому необходимость строить отношения в новом большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год для ребенка как длительную стрессовую ситуацию.

Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребенку. Для начала просто с вниманием отнеситесь к его ежедневным школьным проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклашкой, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта дома тетрадь. Все эти "пустяшные" происшествия случаются на глазах новой учительницы, товарищей по классу, а поэтому начинаются слезы, возможны нервные срывы с криками "не пойду больше в школу!" и т. д. Так не поленитесь же накануне каждого учебного дня проверить - заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная форма ребенка.

Не стоит в этот год отдавать ребенка в какие-то дополнительные кружки, секции - это лишь усилит в нем ощущение нестабильности. Ребенку же наоборот важна сейчас та привычная атмосфера, в которой он находился до школы - особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным психологическим "тылом". Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребенком, только в этом случае вы можете быть уверенным, что всегда будет в курсе всех его школьных проблем.

Если квартирные условия не позволяют выделить ребенку для занятий комнату или даже отдельный стол, все равно должно быть постоянное место для подготовки школьного задания, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего малыша нужно относиться с должным уважением. Это значит, что вы не должны отрывать его во время занятий ни под каким предлогом и на это время организовать в квартире рабочую тишину.

В первые год-два нужно обязательно помогать ребенку в подготовке домашнего задания. Не правы родители, которые отказываются от этого, мотивируя тем, что воспитывают в ребенке самостоятельность. Сначала нужно научить ребенка работать с учебником, с тетрадями, организовать его, а потом уже и требовать самостоятельности. А на такое обучение может уйти и не год, и не два, а все четыре.

Нужно наладить отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой все в порядке. Вы не только лучше поймете учительские требования, но и увидите своего малыша с совершенно другой стороны, откроете в нем что-то новое.

А как быть, если в школе у вашего чада "с порога" возникли какие-то конфликты?

Прежде всего всегда быть на стороне ребенка и поступать, исходя из его интересов. А для этого, может быть, понадобится и лишний раз побеседовать со школьными педагогами, объясняя вашу точку зрения, и ограничить ребенка, скорректировать его поведение. Иногда для этого может понадобиться помощь специалиста-психолога или психотерапевта.

Смотрите также: