Российский закон о трансплантации органов - лучший в мире?

   
   

Принимавший непосредственное участие в разработке Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" заместитель директора Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (г. Уфа) доктор медицинских наук, профессор Рафик НИГМАТУЛЛИН считает, что наш Закон о трансплантации, вступивший в силу в 1992 году, является самым передовым в мире.

- РАФИК Талгатович, в Законе о трансплантации органов сказано: "Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения...", хотя хорошо известно, что одним из критериев правового государства является то, что тело умершего человека не может служить донором без прижизненного на то разрешения усопшего или согласия его родственников. Получается, что и в таком щекотливом вопросе Россия умудрилась "вставить запятую" всему остальному цивилизованному миру?

- Правовая база многих западных стран несет на себе бремя ушедшей эпохи. У них служба донорства исходит из примата интересов донора, у нас же во главу угла ставится приоритет интересов реципиента. Наш Закон вобрал в себя все лучшее, что было заложено в отечественную трансплантологию одним из ее основателей известным русским офтальмологом Владимиром Филатовым. Уже в 20-е годы XX столетия Филатов пересаживал прозрачную роговицу, взятую от донорского глаза. Именно тогда появилась фраза: "Пересадить "трупный глаз". Хотя на самом деле пересаживалось не глазное яблоко, а лишь передний отрезок глаза, помутневший в результате какого-либо заболевания. В 1932 году в СССР благодаря стараниям Филатова при Одесском глазном институте был создан первый тканевый банк. Для сравнения: в Европе первый тканевый банк появился лишь в 1952 году в Чехословакии. То есть Европа в те годы в плане трансплантации тканей была захолустьем по отношению к России. Что же касается нашего Закона о трансплантации, там есть статья, которая звучит так: "Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту".

- А если человек умер, прежде чем успел предупредить орган здравоохранения о своем несогласии? Или его родственники понятия не имели, что им надо кого-то о чем-то ставить в известность? Вы ведь знаете, что наше общество слабо подковано в плане правового воспитания. А уж изучать Закон о трансплантации органов и тканей вряд ли кому-то, кроме специалистов, придет в голову. Почему бы нам не последовать примеру Германии, где, для того чтобы изъять у трупа орган или ткань, необходимо получить нотариально заверенный патент от родственников, или Америки, где требуется прижизненное согласие потенциального донора?

- Действительно, в ряде стран существуют различные ограничения на забор донорских тканей. Однако давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. В той же Германии, которую вы привели в пример, получение патента от родственников - настолько длительная процедура, что даже если разрешение и будет получено, труп уже нельзя будет использовать в качестве донора. Поэтому, кстати, многие ткани для пересадки Германия закупает в нашей стране. Об этом почему-то умалчивают, когда обвиняют нас, что мы не правовое государство. В США тоже другая ситуация. Вся пропагандистская машина Америки работает на то, чтобы убедить человека - донором быть благородно. Я читал одну из их статей, которая начиналась так: "Закройте на минуту глаза и постарайтесь войти в положение тех, кто лишен возможности видеть мир. Помочь этим людям обрести зрение - в ваших силах. Что для этого требуется? Лишь ваше согласие стать после смерти донором". Или другой пример. В аэропорту висит огромный портрет розовощекого симпатичного мальчугана, который сопровождает следующая надпись: "Этого мальчика зовут Джон Смит, ему 12 лет. Несколько месяцев назад он умирал от такого-то заболевания. Благодаря Джиму Тейлору, выступившему донором, мальчика удалось спасти". Сравните с нашей пропагандой - плакат, на котором изображена жуткая капля крови и воззвание: "Будь донором!" Если мы сегодня введем такой закон, как в Америке, у нас вообще не будет доноров. Некоторые журналисты, на мой взгляд, пытаются создать вокруг проблем, связанных с трансплантацией органов и тканей, нездоровый ажиотаж: "Господа, после вашей смерти ваше тело будут кромсать, резать, уродовать!" Не верьте этому. Наше законодательство в первую очередь исходит из того, что нельзя обезображивать труп. Это святое. Мы никогда не пойдем на то, чтобы изъять, например, у донора ухо. Для данной операции разработана методика наращения уха реципиента за счет собственных тканей.

Но главное, что я хочу довести до сведения общественности: любой труп проходит патологоанатомическую, а если необходимо, то и судебно-медицинскую экспертизу. Об этом должны знать все. Хотите вы этого или нет, после вашей смерти небольшой кусочек тканей будет взят для биохимических исследований и анализов. Точно такой же кусочек мы берем для пересадки. В чем проблема? Кстати, трупов, годных для того, чтобы стать донорами, не так уж и много. В среднем, по моим наблюдениям, только с одного из десяти можно взять ткани для пересадки.

- У многих народов в силу исторических, культурных, религиозных традиций запрещено, говоря научным языком, что-либо изымать у трупа. В основном эти ограничения касаются восточных и мусульманских стран. У японцев, например, табу наложено на глаза. Как в этих странах выходят из положения?

- Япония заказывает глаза для пересадки в Шри-Ланке. Один глаз обходится не менее чем в 1000 долларов. Представьте: если бы мы покупали глаз для пересадки за тысячу долларов, сколько бы стоила операция! И сколько незрячих людей в нашей стране могли бы рассчитывать на такую операцию? Что касается мусульманских стран... Наши трансплантаты закупают некоторые арабские государства. На начальной стадии переговоров арабам потребовалось довольно продолжительное время для того, чтобы решить вопрос: допустимо ли правоверному мусульманину пересаживать ткань усопшего христианина? Решили, что допустимо. Еще пример. Во время ирано-иракской войны Ирак заказал большую партию кожных трансплантатов в Чехии. Надо сказать, что традиционно кожные трансплантаты, применяемые, например, при ожогах, готовятся из кожи свиней. Иракцы, естественно, об этом не знали, а когда узнали, разразился ужасный скандал, погасить который удалось только после вмешательства высшего духовенства мусульман. Иерархи мусульманства пришли к выводу, что если жизни мусульманина угрожает опасность, то ему можно пересадить свиной трансплантат - это не противоречит канонам ислама.

P. S. Более года назад во Всероссийском центре глазной и пластической хирургии была проведена уникальная операция по пересадке глаза слепой пациентке. От умершего донора были взяты роговица и сетчатка глаза. Благодаря этой операции тысячи и тысячи незрячих людей не только в нашей стране, но и во всем мире обрели надежду на возвращение зрения.

Смотрите также: