Колдовские знания и действия

В народе считали, что колдуны могут: "морочить публику", "зубы выплевывать и вставлять", "напускать в хату зверей", "устраивать потопию" ("тогда девки будут задирать подолы и прыгать на лавки"), "метать деньги, которых не взять", "пролезать сквозь бревно", "накинуть пожар на чью-либо хату, а потом убрать его" и т. д. А что во всем этом сверхъестественного?! Да ничего. Это же гипноз чистейшей воды, в т. ч. массовый.

Продолжение. Начало в N 48, 49, 50.

Скрадывающие плодородье молодых баб

   
   

КОЛДУНЫ могли по мести, злобе, по просьбе других лиц: "учинить скопцом", "отнять ум", "скрасть беременность", "причинить вред плоду в утробе матери", "присадить килу и рак", "околдовать через одежду, обувь, перчатки" и т. д. Но это все реально и духу естествознания не противоречит.

Вещества, взрывающие психику человека, известны с глубокой древности, в том числе и у нас на Руси. Наши российские колдуны "баловались" куколем ("От куколя человек пьянеет и без ума делается", сказано в рукописном лечебнике "Прохладный вертоград"); листьями и семенами белены (бросали на горячие угли в загнетку или на горячую каменку - в них очень много йода, который вызывает безумие). Профессор Д. Соколов описывает случай, когда один больной желудком, занимаясь самолечением, использовал поваренную соль. Он несколько раз попадал в психиатрическую больницу. Там поправлялся, а дома опять наступало безумие. Оказалось, что та соль, которой он пользовался, содержала йода во много раз больше обычной нормы.

Использовали киноварь (соединение желтой серы с ртутью), которую тайно бросали на раскаленные угли в загнетку (или на каменку в истопленной бане). Делалось это чаще всего во время свадеб и праздников. Дело в том, что при нагревании киновари высвобождается чистая ртуть, испуская ядовитые пары. Достаточно небольшого количества этого порошка для того, чтобы все присутствующие на празднестве (помывшиеся в бане) получили серьезное отравление.

Вера народа в способности колдунов "скрадывать плодородье молодых баб", делать так, что "кобыла без жеребенка, а баба без дитя", была широко распространена в старые времена.

Колдуны знали не только составы, но и в какие сроки беременности следует их использовать. Они были способны портить людей через одежду, обувь, предметы домашнего обихода, путем облития жертвы или тропы, по которой она пойдет, и т. д. Врачи прошлого, конечно же, не верили этому и считали вершиной народного "сумасбродства". И все потому, что безоглядно верили в существование кожного барьера. Так, еще в 1925 году профессор Е. Н. Павловский писал: "...неповрежденная кожа вообще плохо всасывает какие-либо посторонние лекарственные или ядовитые вещества... Кантаридин (яд, содержащийся в шпанских мушках и в некоторых других насекомых) является единственным ядом и в противоположность другим веществам всасывается и кожей, которую сначала сильно раздражает".

Какое колоссальное заблуждение! И это уже в наше время!.. И это, несмотря на то что еще древние знали о ядах, проникающих через кожу.

"Отравление через перчатки, иголки, ножи, смертоносное вещество, оказавшееся в ушах, носу, ране, - вот далеко не полный перечень приемов использования ядов в прошлые столетия", - писал токсиколог, профессор С. Н. Голиков.

Этнограф Д. Бетти сообщал из Уганды о том, что некий угандиец обвинил свою жену в супружеской неверности и, отослав ее к родителям, женился на другой. Потом простил ее, а она вновь стала изменять мужу. Возненавидя супруга, она обратилась к колдуну за магическим средством "бураго". Когда муж спал, она протерла ему лоб и лицо тряпкой, пропитанной полученным от колдуна составом. Вскоре у мужа начали болеть глаза, он начал терять зрение и совсем ослеп.

С этой колдовской историей перекликается другая, сообщаемая профессором Н. В. Никольским. Произошла она не где-нибудь в Африке, а у нас в Чувашии. А суть ее вот в чем. У мальчика без видимых причин вдруг опух глаз. В глазной клинике Казани больной был загадкой для врачей, и они не могли помочь ему. Родители забрали мальчика домой. "Выяснилось, - пишет Н. В. Никольский, - что недобрый человек напитал шайку этого мальчика настоем какой-то ядовитой травы. Спустя некоторое время стала опухать кожа на лбу, а потом действие яда распространилось на глаза. Больной умер".

Вот так и в нашем отечестве "околдовывали" в бане: пропитывали ядом шайки, обливали пол, полок, скамейку, бросали на каменку ядовитые семена и травы. Непонятно только, почему земские врачи с таким сарказмом отрицали все это. А если учесть, что летом обычно в деревнях ходили босыми, то и облитие пути ядовитым составом таит в себе реальную опасность.

Массовый гипноз - нечистая сила

ВО ВСЕ времена и у всех народов земли люди, именуемые колдунами и чародеями, знали больше своих соплеменников, т. к. были наблюдательны. Эти знания о природе накапливались, передавались по наследству. Это было их хлебом и орудием власти над ближним.

Все живое на земле реагирует на изменения погоды. По поведению животных, птиц, рыб, насекомых и т. д., по направлению и силе ветра, виду облаков, световым явлениям на небе, мерцанию звезд, времени выпадания росы, видимости, слышимости и т. д. наблюдательный человек может безошибочно предсказать смену погоды на ближайшие часы и дни, даже дать прогноз на более длительное время. Подобными знаниями как раз и обладали т. н. "чародеи" - "делатели погоды".

Подавляющее большинство авторов рассматривают веру народа в колдовство и порчу как "беспробудное суеверие темного люда". А для пущей убедительности делают упор на то, что колдовство, по мнению народа, совершалось при помощи "нечистой силы". Но поскольку все знают, что черта нет, - нет и никакого колдовства, нет и не может быть никакой порчи. Поразительная ясность и убедительность! Только вот почему-то эта "ясность" не убеждает. Да, народ приписывал колдунам и чародеям связь с чертом. А почему?

Да потому, что они творили такое, что не укладывалось в сознании людей. И здесь на первый план выходит ГИПНОЗ.

Применяя гипноз, чародеи могли "оказывать влияние" и на силы природы, т. е. показать загипнотизированному то, чего нет на самом деле. Африканские колдуны и в наши дни подобным образом умеют "повелевать" стихией. Об этом пишут в своих книгах Г. Райт и Л. Грин.

Если мы заглянем в первоисточники, т. е. в судебные акты XVI-XVIII столетий по искам о порче и колдовстве, то никакого черта в них не обнаружим. Всюду неведомые корешки и травки, порошки и составы в пище и напитках во время угощения. Всюду сугубо материальные вещи, рациональные приемы и методы порчи. В этих актах пишется о том, что портили "зельем, питьем ...альбо подлитием, шептанием". Большинство испорченных утверждало, что заболели после того, как выпили или съели предложенное колдуном - человеком, подозреваемым в порче.

Продолжение в следующих номерах "АиФ. Здоровье"

Смотрите также: