Примерное время чтения: 7 минут
2611

Кликушество

Продолжение. Начало в NN 48, 49, 50 за 2001г., 1-2, 4 за 2002 г.

О КЛИКУШЕСТВЕ написано много, но слишком мало правдоподобного. Особенно грешили неправдой современные авторы. Я мог бы тоже немало сказать, полемизируя с ними, но буду писать только по избранной теме. Да, в случаях с кликушами явно просматривается отсроченный гипноз, иногда с применением каких-то снадобий. (Применяют же сейчас наркогипноз.) Кликуши не были истеричками на почве бедности, забитости, пьянства и т. д., о чем пишут современные врачи и этнографы. Они были практически здоровы, а бесновались только в церкви или во время крестного хода, часто при виде священника... Внушая на срок, колдуны достигали главной своей цели: кликуши бесновались на глазах у всего прихода, всей округи - все знали своих кликуш и утверждались во мнении, что колдуну служит "сам рогатенький окаяшка". Чтобы понять это, надо читать старых авторов, которые наблюдали или лечили этих женщин. Так, доктор медицины, психиатр Н. В. Краинский писал, что "кликушество следует рассматривать скорее как бытовое явление русской народной жизни, чем как болезнь". Он же пишет о том, что кликушами становятся чаще всего молодые женщины, и сразу после свадьбы; из порядочных состоятельных семей, в которых нет притеснения и пьянства. А поскольку первый припадок происходит на богослужении, то психиатр Краинский рекомендует как лечебное и профилактическое средство: не позволять им бывать на церковной службе, а неподчиняющихся этому запрету наказывать по статье "Уголовного уложения".

Если бы кликуши были действительно больными, то разве врачи прошлого прописывали бы им розги в качестве "лекарства"? А посмотрите, что пишет В. И. Даль, врач по образованию: "Покуда на селе только одна кликуша - можно смолчать, потому что иногда это бывает баба в падучей болезни, но коль скоро появится другая или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу перед праздником, и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет".

А кликуш пороли розгами почти два столетия как лентяек, не желающих работать, и как притворщиц, преследующих цель - наказать человека, "будто бы" испортившего их. Кликуш лечили, но лечение врачей им не помогало (см. Краинского Н. В., Попова Г., Клементовского А. и др.). Исцеляли их только знахари, использующие гипноз, да иногда священники.

Кликуш исцеляли и колдуны, на которых падало подозрение в их порче. Так, Мордовцев писал о чародейке, которая не скрывала своего колдовского ремесла - признавалась, что портит народ. И когда кликуши показали на нее, то она не отпиралась, а пообещала суду исцелить всех, и... исцеляла. Каким образом? Она била наотмашь по темени каждую - и кликуши делались кроткими, заставляла их кланяться ей в ноги - и они кланялись ей в ноги, прося прощения, а две женщины плясали и прыгали. Все кликуши, а их было более десятка, перестали быть кликушами. Больной осталась только попадья. Чародейка над ней что-то "колдовала" - и та уснула. Проснулась попадья только через сутки совершенно здоровой.

На суде колдунья утверждала, что владеет 25 дьяволами, полученными ею в наследство от своей бабки, что ими она и портит народ. Суд Саратова признал все это выдумкой, наказав чародейку и бесновавшихся - за притворство.

Конечно, читая подобное, можно снисходительно улыбнуться, поражаясь суеверию предков. Но если подумать, то станет ясно, что в этой "мистике" нет никакой мистики. Это же гипноз! Снятие внушенных на срок идей...

И 25 дьяволов чародейки не что иное, как методы и приемы внушения и снятия его, методы и приемы порчи. Ведь, не апеллируя к потусторонним силам, и сама колдунья не могла объяснить своих действий и результата, полученного от этих действий. Разве не так же объясняла свое черное искусство купринская Олеся? "Да вы посудите сами: кто же нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я смогу? Вся наша сила от него идет", - убеждает она Ивана Тимофеича после того, как, используя суггестию, внушила ему двукратное падение.

А ведь А. И. Куприн ничего не придумывал. Он об этом сам говорит, и говорит убедительно. Современные гипнотизеры-суггестологи демонстрируют подобное на своих сеансах и даже с экранов телевизора.

Л. Весин в своей публикации тоже говорит о колдуне, который портил молодых женщин и похвалялся этим. Он же исцелял их за деньги, за угощение, давая в качестве "лекарства" хлеб с ногтями и ладаном. И здесь гипноз, и только гипноз, т. к. от хлеба с ногтями и ладаном больная истерией (или какой другой болезнью) не поправилась бы.

Внушенные в гипнозе идеи постепенно стираются, и кликушество прекращается само по себе. Только поэтому в старой этнографической литературе можно встретить выражение: "В молодости была кликушей". Но далеко не всегда бывшие кликуши были здоровыми - сказывались старые переживания. Ведь то, что печаль, тоска, испуг и пр. являются иногда причиной некоторых заболеваний, знали еще в глубокой древности.

Наши выдающиеся медицинские деятели прошлого столетия тоже указывали на важную роль психического фактора в развитии болезненных состояний. Основоположник отечественной медицины М. Я. Мудров говорил, например, что "одни люди заболевают от телесных причин, другие - от душевных возмущений". А В. А. Манассеин, которого современники называли "совестью русской медицины", в своих работах уже приводил примеры заболеваний на почве страха, испуга - это параличи, немота, слепота, импотенция, желтуха, понос и даже случаи со смертельным исходом. Множество случаев заболеваний описано в книгах по истории медицины и медицинской литературе вообще, происшедших на почве страха. Знаменитый хирург XVI столетия Амбруаз Паре писал, что комета, появившаяся в небе в 1527 году, имела "такой ужасный вид, внушала такой безумный страх, что многие умерли от страха, а другие захворали". Наш разум не приемлет подобного, нам трудно в это поверить. Но если учесть мировоззрение того времени, пророчества о конце света, веру в чудеса, то все будет понятно.

Случается, и теперь умирают от страха. Вот свежий трагикомический, курьезный факт. Произошел он в чилийской столице. В одну из квартир забрался грабитель. Хозяйка в это время накрутила волосы на серебряные бигуди и наложила на лицо фруктовую маску. Услышав шум в соседней комнате, испугалась и спряталась в платяном шкафу. Вор в поисках, чем бы поживиться, заглянул в шкаф, увидел ее и... умер от инфаркта (см. "Труд" от 30.11.88).

И в этом нет ничего сверхъестественного. Посмотрите, что пишут, например, М. Б. Беркинблит и А. В. Петровский:

"При очень сильном испуге или волнении человек может умереть "от ужаса", т. е. резкого и длительного падения кровяного давления или полной остановки сердца. Известен ряд случаев смерти от страха или от внушения... Так умирают люди при нарушении табу у первобытных племен".

Точно так же умирали, а кое-где и сейчас умирают, от "околдования", от чародейства без применения яда, и в этих случаях колдун не являлся (и не является) шарлатаном, т. е. он и сам не понимал (и не понимает) причин воздействия своего преступного глумотворства. Его действия, как бы "магические", и могли иметь самые печальные последствия для суеверной жертвы, т. к. человек реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее, и даже на символы опасности. Вот где корень колдовского зла!

Продолжение в следующих номерах "АиФ. Здоровья"

Оцените материал

Также вам может быть интересно