Альвеолит - коварный маскировщик

   
   

КОГДА Василию Ивановичу стало тяжело ходить на работу пешком, он начал ездить на автобусе. Задохнувшись однажды на лестнице, он привык пользоваться лифтом. Когда трудно стало ходить даже по квартире - обратился к врачу. Диагноз - "фиброзирующий альвеолит".

Консультирует зав. кафедрой пульмонологии ФУВ РГМУ, доктор медицинских наук, профессор Юрий Константинович НОВИКОВ:

- Почему и от чего возникает альвеолит, до сих пор неизвестно. Только что это такое и чем обычно заканчивается. Воспаление в области альвеол (последнем отделе дыхательного тракта, где происходит газообмен) приводит к тому, что стенки нежного органа становятся толстыми и малопроницаемыми. Человек вдыхает воздух, а кислород из него поступает в кровь все с большим трудом и все в меньших дозах. Если болезнь развивается постепенно и проявляется лишь нарастающей одышкой, редко кто вовремя догадывается обратиться к врачу. Свое самочувствие объясняют кто как может (бросил заниматься спортом, устал на работе, располнел), только не болезнью. А когда дышать становится совсем тяжело, заболевание уже трудно повернуть вспять: изменения, происходящие в альвеолах, необратимы.

Острая форма альвеолита "хороша" своей внезапностью и богатым набором симптомов, на которые трудно махнуть рукой, - это температура, кашель, одышка. Приходится обращаться к врачу и разбираться, в чем дело. Правда, на истинный диагноз часто требуются недели обследований и бесплодного лечения от других заболеваний. Проблемы две: скверная оснащенность российских больниц современной аппаратурой и сходство клинической и рентгенологической картин альвеолита с огромным числом других болезней.

Диагноз методом перебора

НА ОСНОВАНИИ только опроса, осмотра, прослушивания больного совершенно невозможно поставить диагноз "альвеолит". Начинают с традиционных исследований: ЭКГ, рентгенографии, анализов. На рентгене обнаруживают легочную диссеминацию: это тени, подобные рассыпанному просо, от двух-трех миллиметров до нескольких сантиметров. Однако такая картинка характерна для 140 болезней. Если поражения мелкие, то обычно доктор подозревает туберкулез или саркоидоз.

Функциональные исследования показывают, что поражена периферия дыхательных путей и страдает диффузионная способность легких. Но это тоже общие признаки нескольких заболеваний. Чтобы узнать, какой процесс их вызвал, необходима бронхоскопия, может быть, трансбронхиальная биопсия или торакоскопия, торакотомия (расширенная операция, во время которой берут кусочек легочной ткани). И снова возникает проблема сходства: морфологическая картина альвеолита, которую врач видит под микроскопом, характерна почти для сорока болезней, поэтому даже после тщательнейшего обследования у врача могут оставаться сомнения. Бывает, что он назначает лекарства не потому, что знает диагноз, а чтобы поставить его уже в процессе лечения в зависимости от того, какой препарат поможет.

Среди ложных диагнозов лидируют туберкулез (когда альвеолит развивается постепенно) и пневмония (при острых формах альвеолита). Когда лечение туберкулостатиками (при подозрении на туберкулез) или антибиотиками (при якобы пневмонии) не дает эффекта, диагноз приходится пересматривать.

К осложнениям готовы

АЛЬВЕОЛИТ лечат около 9 месяцев большими дозами глюкокортикостероидов, сознательно соглашаясь на возможные побочные действия препаратов. Все это время необходимы контроль врача и строгое соблюдение щадящего режима, потому что высокие дозы гормонов снижают иммунитет и больной становится беззащитным перед инфекциями. Это не значит, что придется сидеть дома взаперти, но от дальних поездок, перелетов, посещения людных мест лучше отказаться. Если лечение дало результат и остались незначительные фиброзные изменения, о лучшем не приходится и мечтать.

К сожалению, большие дозы глюкокортикостероидов подавляют производство собственного кортизола, и невозможно предсказать, смогут ли надпочечники работать самостоятельно. Дозу препаратов постепенно снижают и наблюдают за состоянием больного. Если он становится слабым, вялым, ему тяжело даже встать и одеться - это синдром отмены, и, значит, надпочечниковой недостаточности избежать не удалось. Но на это и врачи, и больные идут осознанно, потому что болезнь настолько серьезна, что без лечения могла закончиться фатально. Кому-то приходится "сидеть" на гормонах (конечно, в гораздо меньших дозах) всю оставшуюся жизнь, а кому-то удается их отменить. И такой результат - большой успех доктора и пациента.

Если через 3 месяца лечения глюкокортикостероидами улучшений незаметно, прибегают к препаратам цитостатического ряда и оценивают эффект лечения через 30 дней. Без побочных действий в этом случае тоже не обойтись, но пусть уж лучше они, чем полная нечувствительность альвеолита и к этому методу лечения. Ведь если не помогают ни глюкокортикостероиды, ни цитостатики, остается только облегчение симптомов, а это - пожизненная кислородотерапия. За рубежом таким больным пересаживают легкие. В России главная сложность трансплантации, как обычно, в деньгах, а точнее, в их отсутствии.

Защититься - только вовремя лечиться

УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ год ученые пытаются выявить предрасполагающие факторы, чтобы предложить профилактику альвеолита. Но это не удается. У больных людей исследуют кровь в поисках маркеров заболевания, чтобы можно было обнаруживать альвеолит раньше, чем он разовьется. Находки есть, но пока они, не уточняя, что именно произошло, лишь подтверждают: действительно, с альвеолами случилась большая неприятность. Сегодня по маркерам можно отслеживать активность воспаления и по снижению их уровня говорить об успехе лечения. Но то же самое без всяких анализов видно и по самочувствию больного.

Известно, что болеют альвеолитом в основном люди молодые и среднего возраста, женщины страдают чаще. Пожилым такой диагноз практически не ставят.

Самая благоприятная по прогнозу форма болезни - аллергическая - появляется на вдыхание какого-то аллергена. Устранишь этот аллерген - справишься с альвеолитом. Нанесенный легочный ткани ущерб не устранить, поэтому все зависит от того, сколько времени было у аллергена для разрушительной деятельности. Живет в семье попугайчик, муж здоров, а жена не подозревает, что ее одышка связана с аллергией на экскременты этого попугайчика. Если она обратится к врачу сразу, а не списывая нарастающую одышку на усталость, ее можно будет вылечить. А иначе за полтора десятка лет, которые женщина проживет в одной квартире с птицей, ее изначально вроде бы благоприятная болезнь при неустраненном аллергене приведет к серьезным проблемам с легкими. Единственное, чем можно защититься от пренеприятных последствий альвеолита, - это прислушиваться к собственному самочувствию и, обнаружив "неполадки", обращаться к врачу.

Смотрите также: