Подарки от Венеры

   
   

Наступившее лето - это пора отпусков, дальних поездок и неизбежно сопутствующих им курортных романов. Итог многих из них, к сожалению, предсказуем - осенью, начиная где-то с октября, настанет "страдная пора" у врачей-венерологов. Об опасностях, подстерегающих любвеобильных отдыхающих, мы попросили рассказать Веру Ивановну КИСИНУ, профессора, заведующую отделением урогенитальных инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, Центрального научно-исследовательского кожно-венерологического института (ЦНИКВИ).

- Вера Ивановна, объясните, пожалуйста, разницу между понятиями "венерические болезни" и "заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП)". Это вроде бы не одно и то же?

- Начнем с того, что термин "заболевания" теперь заменен на "инфекции" - так решила Всемирная организация здравоохранения года 3-4 назад. Соответственно, ЗППП превратились в ИППП. Что касается "венерических болезней", то раньше к ним относили сифилис, гонорею и трихомониаз. Но теперь и от этого термина решили отказаться, и специалисты пользуются только термином ИППП. Таких инфекционных агентов более 25, причем некоторые из них вызывают болезни, которые мы привыкли считать совсем не венерическими, - и гепатиты, и чесотка, и лобковые вши, и другие.

Одно из очень неприятных свойств этих инфекций - заражение происходит сразу несколькими заболеваниями. В 70-80% случаев человек приобретает сразу "букет" из 3-4 инфекций, в самых разных комбинациях. Надо сказать и о вирусе иммунодефицита человека (ВИЧ), из которого впоследствии развивается СПИД. Хотя это заболевание - не наш профиль (мы в ЦНИКВИ, если выявляем ВИЧ-инфекцию, сразу же направляем пациента в специализированное медицинское учреждение), любые ИППП способствуют более легкому инфицированию ВИЧ.

- Летом у венерологов больше пациентов?

- Летом у нас как раз затишье - наплыв будет осенью. Сначала больше обращаются мужчины. Объясняется это просто: у них в силу физиологии быстрее появляются симптомы. У женщин, к сожалению, симптоматика менее выражена. И они, не зная, что инфицированы, продолжают вести обычный образ жизни. Женщины, конечно, тоже придут - только попозже. Или заболевание все-таки даст о себе знать, или результаты летних "шалостей" женщины обнаружит у себя ее муж или постоянный половой партнер.

В прежние времена, когда практически единственным местом отдыха был наш юг (Крым, Сочи) и единственно приемлемым временем - июль - сентябрь, эти осенние пики заболеваемости были очень заметны. Сейчас, когда появилась возможность практически в любое время года отдыхать за границей, они стали менее выраженными. Но все равно остались.

- А какие-то специфические "летние" инфекции существуют?

- Нет. Если о говорить о других болезнях, то, например, после лета у детей увеличивается число различных микозов: отдых в лагерях, на дачах, общение с животными. А вот ИППП круглый год одни и те же.

- О том, что такое проваленный сифилисный нос, знают все. Отсюда убежденность, что, поглядев на потенциального полового партнера, можно сразу понять, болен тот или нет. Что вы думаете по поводу подобной самоуверенности? Реально ли разглядеть болезнь?

- Иногда разглядеть действительно можно. Например, заразные формы сифилиса могут быть заметны - различные высыпания на туловище, язвочки на половых органах, возле анального отверстия.

- То есть увидел на теле обнаженной дамы какую-нибудь сыпь - быстро надевай штаны и прыгай в окно?

- Именно так. В окно, конечно, не надо - ноги сломаешь, но убегать нужно. К сожалению, большинство других инфекций - гонорея, трихомониаз, генитальный герпес (если это не стадия обострения) и тот же сифилис в некоторых стадиях - абсолютно не видны. Даже врач при осмотре юридически не имеет права ставить диагноз. Все должно подтверждаться лабораторными исследованиями.

- И возможность что-то разглядеть - миф?

- Да, конечно. И очень часто наши пациенты говорят: "Такая приличная женщина была, замужем - и вдруг такое!" Если у человека нет заметных глазом проявлений - совершенно не факт, что он здоров.

- Есть еще одно распространенное мнение - о том, что презерватив уберегает абсолютно от всего...

- У него действительно очень высокий процент эффективности. Не 100%, конечно, но все же... Правда, нужно отметить, что презервативом надо правильно пользоваться. Надевать так, чтобы он не снялся и не порвался во время полового контакта. И совершенно недопустимо надевать презерватив только ближе к завершению контакта. В этом случае он предохранит от беременности, но никак не от инфекций.

Применительно к теме презервативов хотелось бы отметить вот что. Бытует мнение, что оральный и анальный секс более безопасный, презерватив тут не нужен. На самом деле в ротоглотке присутствует более 500 видов микроорганизмов, причем некоторые ИППП (гонорея, хламидиоз) в этом случае не дают вообще никакой симптоматики. А если и есть легкое воспаление - его носитель инфекции запросто может списать на небольшую простуду. Кстати, и лечатся инфекции в ротоглотке значительно хуже, и часто обследование после лечения показывает, что в половых органах инфекций уже нет, а в ротоглотке остались, и приходится еще курс проводить.

Можно привести пример Японии. После того как по миру стал распространяться ВИЧ, японская молодежь стала активно практиковать оральный секс. И заболеваемость гонореей ротоглотки сразу возросла на 40%. Так что вывод такой: презерватив надо использовать при всех формах половых контактов.

- А что вы скажете о мнении, что, если перед сомнительным контактом накачаться лекарствами или сразу после него выпить таблетку, проблем не будет?

- Экстренная профилактика в течение двух часов после полового контакта действительно очень эффективна - но при условии, что она проводится врачом. Раньше в нашей стране существовали подобные пункты профилактики, причем не только при кожно-венерологических диспансерах, но и на вокзалах и т. д. Сейчас многие из них закрылись, но некоторые остаются, и обращение в них я считаю очень эффективным.

Что касается самолечения... У нас в стране свободная продажа антибиотиков - этого, кстати, в других государствах нет. Искушение "лечиться", проконсультировавшись у друзей или по книжке, очень велико, но последствия этого могут быть плачевными. Если бесконтрольно применять лекарства, не зная, чем ты, собственно, инфицирован, это приводит к тому, что болезнь становится сложноизлечимой. В результате сегодня мы уже имеем штаммы гонококков, которые нечувствительны к ряду антибиотиков. И это представляет огромную опасность. Известно ведь, какую проблему создал во всем мире, в том числе и в США, туберкулез: у 80% больных выделяются штаммы туберкулезной палочки, которые являются мультирезистентными, т. е. вообще не чувствительны ни к каким препаратам. Так что сегодня из ИППП только гонококк, а в ближайшие несколько лет, вероятно, и другие инфекции могут стать нечувствительными к антибиотикам.

- В газетах можно найти огромное количество рекламы всевозможных частных венерологов. Как вы относитесь к ним?

- Во-первых, есть регламентирующие документы о том, что лечением ИППП как социально значимых болезней могут заниматься только в специализированных лечебных учреждениях. Думаю, что большинство из тех, кто дает подобную рекламу, имеет лицензии, скорее всего, только на диагностику. Также не уверена, что все эти коммерческие структуры проводят положенные в таком случае эпидемиологические мероприятия - обследования половых партнеров больного, заполнение документации.

- Но, простите, не очень понятно, как заполнение документации согласуется с анонимностью обследования. Такая форма ведь допускается законом?

- Даже если обследование анонимное, медучреждение обязано сообщить о случае выявления какого-либо ИППП. Для того чтобы иметь подлинную статистику заболеваемости и принимать меры по их профилактике.

- Но ведь и больных можно понять... Государственная система очень жесткая - сколько было шуток о том, что КВД похожи на НКВД. Все эти регистрационные карточки, звонки на работу. Попав в эту систему, получаешь пятно, от которого потом ни за что не отмыться...

- Это старая система - сегодня она разрушена почти до основания. Кстати, в ней было помимо плохого и много хорошего - но это отдельная тема.

Сейчас возможно анонимное лечение - и в районных КВД, и в нашем институте тоже. При обращении вы можете назвать любую фамилию, и никто не спросит у вас никакого документа. Вам только порекомендуют пригласить на обследование вашего полового партнера - если не приведете, никаких "мер" к вам применяться не будет.

- Вера Ивановна, и самый последний вопрос. Все ли инфекции, которые можно получить половым путем, действительно лечатся? И как долго надо лечиться?

- На сегодня лечится все - здесь, правда, надо учесть то, что я уже говорила об увеличивающейся резистентности микробов. Излечиваются даже сложные формы, тяжелые осложнения. Другое дело, если к врачу обратились очень поздно... Например, за несколько лет хламидийная инфекция у женщины может привести к бесплодию. Саму инфекцию мы вылечим, инфекционного агента уничтожим, но бесплодие, увы, останется. Или такой синдром, как хронические тазовые боли, - очень частое явление, к сожалению, которое в значительной степени снижает качество жизни женщины.

Те методики лечения, которые существовали раньше (скажем, сифилис, лечили обязательно в стационаре минимум 1,5 месяца и более тяжелейшими препаратами висмута) - теперь все это в прошлом. Современные методы позволяют справиться с инфекцией с помощью однократного приема при неосложненных ИППП. В общем, чем раньше обратится человек к врачу, тем короче будет курс и лучше результат. И важно, конечно, грамотно подойти к выбору медицинского учреждения.

Смотрите также: