Космонавты - сами себе врачи

   
   

Космонавты не могут вызвать "скорую", не могут сходить к врачу, если заболит зуб, и тем не менее, отлетав несколько месяцев на орбите, возвращаются на Землю живыми и здоровыми. Как им это удается, если все, что для других людей делает врач, космонавты вынуждены осуществлять сами?

"КОСМОНАВТЫ проходят тщательный медицинский отбор, и до полета допускаются только здоровые, - рассказывает замдиректора по космической медицине ГНЦ РФ ИМБП РАН доктор медицинских наук Валерий Васильевич БОГОМОЛОВ. - Но в космосе всякое может случиться: и травма, и насморк, и кариес - поэтому существует целая система инструкций, правил и консультантов, которая предусматривает все возможные случаи".

На заре космической эры, когда было непонятно, как человек может в космосе жить, питаться, чем лечиться, было много проблем, для решения которых создали целую научно-испытательную базу - Институт медико-биологических проблем. С 1963 года там отрабатывают самые разные ситуации, с которыми сталкиваются космонавты (жизнь в замкнутом пространстве, изменения, развивающиеся в условиях космоса), и придумывают, как бороться с неблагоприятными явлениями. С самого начала космическая медицина основывалась на достижениях наземной, но для полетов в космос ее пришлось переделывать с нуля. Как закапать в нос, если лекарство из пипетки шариками парит по кораблю? Во что упаковать таблетку, чтобы она не вступила в химическую реакцию со всем вокруг?

Обед на год вперед

ОТРАВИТЬСЯ и заработать расстройство кишечника для космонавтов практически нереально. Во-первых, их меню расписано и скомпоновано так, как земные гастроэнтерологи только мечтают кормить своих пациентов: в рацион включены все необходимые питательные вещества. Во-вторых, протухшего мяса и заплесневевшего хлеба на космической станции не найти просто потому, что для длительных экспедиций ученые разработали продукты, которые не только не портятся, но и не теряют своих пищевых свойств, так что и через год хранения космонавты едят их не через силу, а с удовольствием. На Земле, правда, сложно представить, как могут вызывать аппетит сублимированные, высушенные продукты, которые необходимо разбавлять водой, чтобы они приобрели нормальные вкусовые и питательные качества. Хотя не всякое блюдо можно привести в "космический" вид (про устрицы и селедку "под шубой" приходится на время забыть), по словам Валерия Васильевича Богомолова, до сих пор никто не жаловался. Сейчас на международной космической станции кушают и российские, и американские рационы - и наши, и иностранцы - все без разбора едят с удовольствием.

Процесс жизнедеятельности в космосе организован как практически безотходный и самодостаточный. Понятно, что на орбите нет душа и прочих бытовых удобств. Наши ученые разработали технологию получения и очистки воды из конденсата атмосферной влаги (система СРВК). Не будь ее, грузовые корабли, идущие на станцию, пришлось бы грузить одной водой. А так все, что космонавт выдыхает или испаряет, оседает на стенках корабля в виде атмосферного конденсата, который система собирает и превращает в питьевую воду. Не пропадают даром даже моча и фекалии, которые тоже перерабатывают, чтобы полученную воду утилизировать для выработки кислорода на станции. Хотя в принципе по чистоте такая вода не хуже той, что идет у нас из-под крана и годится для питья. Пока что добиться полностью замкнутого цикла жизнедеятельности не удается, но на 70-80% он уже функционирует. К тому времени, когда стартует ракета на Марс, куда грузовые корабли уже не отправишь, ученые рассчитывают решить задачу полностью, чтобы перерабатывалось и шло в ход все. Кстати, разработки Института медико-биологических проблем легли в основу колонок очистки, которые сейчас широко используются в обычной жизни. Изначально фильтры для воды разрабатывались для космоса, но потом их адаптировали для бытового использования и запустили в промышленное производство.

Глаз с Земли

ИЗОЛИРОВАННЫЕ от докторов, космонавты тем не менее могут похвастать круглосуточным медицинским наблюдением с Земли. Телемедицину, которая сейчас стремительно распространяется в странах с большой территорией, придумали специально для космических полетов, чтобы земной врач, который не может добраться до своего пациента, имел возможность увидеть все, что ему надо. Лаборатория телемедицины разрабатывает все более современные средства визуализации, поэтому космонавты могут сделать на орбите любое эндоскопическое исследование, "глаз" все равно "сидит" на Земле и подсказывает. К тому же в космосе летает самая оснащенная и компактная в мире больничка: на международной космической станции есть аппаратура и лекарства на все случаи жизни, вплоть до дефибриллятора и бормашины, не хватает только рентген-аппарата. Пользоваться всем этим добром космонавты научены на уровне фельдшеров, так что обработать ссадину или сделать укол могут не хуже любой медсестры.

"Станция снабжена десятком специализированных медицинских укладок, начиная от желудочно-кишечной до стоматологической, - говорит Валерий Васильевич. - Не было такого случая, чтобы не удалось провести диагностику из-за нехватки средств. Если космонавту нужно лечение на амбулаторном уровне, его можно провести в космосе во время полета. Даже если потребуется хирургическое вмешательство, есть возможности для того, чтобы провести его прямо на орбите, под руководством врачей с Земли. До сих пор, к счастью, такой необходимости не возникало.

По инструкции, если заболевание нельзя вылечить бортовыми средствами, космонавта надо вернуть на Землю. Но для этого он должен быть транспортабельным, чтобы суметь перенести перегрузки при возвращении на Землю. Был случай, когда у космонавта развилось серьезное воспалительное заболевание кожи, которое на три недели вывело его из строя. Лечили его мазями, таблетками, уколами, воспаление сняли, и полет продолжился, его программа была полностью выполнена. В одном случае серьезного воспалительного заболевания космонавта целый месяц лечили, добились улучшения, спустили его на Землю и выяснили, что лечили правильно, без последствий для здоровья. У каждого экипажа есть полетный врач, который с ним постоянно общается по приватным каналам, в сложных случаях устраиваем консилиумы".

Спецтаблетки

ЭТО сейчас космонавты делают уколы шприц-тюбиками и едят борщ из тубы, а сорок лет назад ученые придумывали все - от формы препарата до упаковки, чтобы факторы космического полета не превратили лекарства в бесполезный мусор. Теперь в аптечке космонавтов - медикаменты, которые могут долго храниться и выдерживать огромные перегрузки. Кстати, прозрачные целлофановые упаковки (сервак), из которых мы сейчас привычно выдавливаем таблетки, в 60-е гг. разработали специально для космических экспедиций. Вместо ампул с растворами для инъекций придумали шприц-тюбики, где жидкость находится без единого пузырька и не превращается во взвесь. Зеленка "запакована", как фломастер. Но для космонавтов это немодное средство, они предпочитают мази, пластыри и специальные аэрозоли, которые не разлетаются по кораблю.

"В космосе в основном используются те же лекарства, что и на Земле, - говорит Валерий Васильевич. - Но пришлось решить важную задачу: снабдить космонавтов такими препаратами, чьи побочные действия не сказывались бы на работоспособности. Ведь космонавта заменить на станции некем, и, даже испытывая недомогания, он должен выполнять свою работу. Препараты, повышающие работоспособность, использующиеся при функциональных расстройствах, проходили отработку в наземных экспериментах, во время которых оценивалось не только и не столько их влияние на организм (фармакодинамика), сколько их возможное нежелательное влияние на операторские функции человека, на его работоспособность.

Например, в самом начале полета многие космонавты испытывают болезнь движения - что-то вроде укачивания. На самом деле это не болезнь, а 3-4-дневный процесс адаптации к новым условиям существования. Кровь в теле перераспределяется, вестибулярный аппарат перестает ориентироваться, где верх, где низ, организм путается. И человек страдает от головокружения, тошноты, вегетативных нарушений (потливости, бледности, чувства дурноты, рвоты). Чтобы космонавт пережил эти дни безболезненно, используются в том числе и лекарства. Сначала пробовали применять обычные таблетки от морской болезни. Подошли не все, поэтому пришлось изобретать и порошки, и специальные смеси в пилюлях, и облатки за уши. Фармакологическая промышленность для "землян" подхватила часть препаратов, которые изначально разрабатывались для космонавтов и проходили у нас апробацию. Это ноотропы (лекарства, улучшающие работоспособность) и препараты, нормализующие кальциевый обмен (для профилактики и лечения остеопороза)".

Весь полет космонавтам приходится бороться с невесомостью, из-за которой в теле перераспределяется кровь, и для этого носить специальные манжеты, которые крепятся на ногах и задерживают отток крови к голове. Кроме того, невесомость вызывает в абсолютно здоровых организмах космонавтов адаптационные изменения: меняется водно-электролитный состав крови, из костей вымывается кальций, наступают двигательные расстройства, атрофируется мышечная ткань, прежде всего мускулатура, отвечающая за поддержание позы. Как минимум 2 часа в день космонавты должны заниматься на беговой дорожке, велоэргометре, силовых тренажерах, а 8 часов - носить специальные нагрузочные костюмы "Пингвин", в которых мы видим космонавтов по телевизору. В костюм вшиты амортизаторы тяги, которые удерживают тело в нужном положении и создают напряжение для самых "страдающих" в космосе мышц, тех, что отвечают за тонус и позу.

Придумали костюм для космонавтов, но потом выяснилось, что он эффективен в лечении детского церебрального паралича, неврологических нарушений и длительных коматозных состояний. Люди, которые не могли ходить, встают на ноги, восстанавливают движения. Ряд российских и австрийских клиник взяли этот костюм на вооружение и получают хорошие результаты.

Смотрите также: