С 1 января 2005 г. неизбежна путаница наших чиновников в обеспечении пациентов жизненно необходимыми и важнейшими лекарствами. Не исключено, что отдельные лица, имеющие льготы в медобслуживании, столкнутся с отказом медработников выписать дорогое либо дефицитное лечение под видом отмены льгот и замены их денежной компенсацией, что незаконно. Требуйте письменные отказы в предоставлении лекарств и обжалуйте эти отказы в суде. Иски о вреде здоровью пошлиной не облагаются.
Проверяйте врача письменно
ПРИ возникновении сомнений у пациента в правильности выписки ему лекарств, возможности сокрытия от него других более дорогих и эффективных препаратов больной и его родные должны требовать от руководства лечебного учреждения на свое письменное заявление о сомнениях в выборе лекарств письменное же заключение с обоснованием причин, почему назначено такое-то и такое-то лекарство, а такое-то не назначено, и что иные препараты больному не нужны.
В случаях наступления смерти или инвалидности пациента из-за неверного медикаментозного лечения врачи склонны свои ошибки объяснять тяжелым течением болезни, а медики, мол, сделали все, что было в их силах. При тщательной проверке оказывается, что это далеко не так.
Не нужно ждать ухудшения состояния или осложнений от лечения, не стесняйтесь спрашивать у специалистов, если чего-то не понимаете в тактике лечения и выборе лекарств врачом, перепроверяйте информацию своего лечащего врача любыми способами.
Законодательство РФ гарантирует пациенту защиту его прав на выбор того способа лечения, который вам больше нравится, и на замену врача, если он вам не подходит. При отказе врача в доступной пониманию пациента форме разъяснить свои назначения следует не только письменно обратиться к главврачу, но и написать простое заявление с вашими вопросами на имя руководителей регионального либо федерального органа здравоохранения, а также в вашу страховую медицинскую организацию. Обычно после такого обращения медперсонал, условно говоря, уносит одну капельницу и приносит вам совершенно другую.
Письменным вопросом, так ли вас лечат, как положено, вы ставите врачей в ответственное перед вами положение. А повышение персональной ответственности за вашу жизнь и здоровье повысит и качество вашего лечения. То, что врачам ваши заявления могут не понравиться, пусть вас не смущает. Ваша жизнь и здоровье важнее, чем личное о вас мнение постороннего человека. Письменное заявление в отличие от устного обращения требует письменного ответа, в котором просто так не отмахнуться от вопросов, требущих мотивации и ссылок на медицинские и юридические нормы. Кроме того, добросовестный специалист всегда поделится своими познаниями и никогда не обидится на вас, если вы чего-то не понимаете или пытаетесь что-то узнать о своей болезни и ее лечении.
Лучшие больницы - это не обязательно федеральные центры, НИИ и клиники Академии наук, где так же, как и в любом районе и области РФ, могут скрывать от больных хорошие лекарства. Лучшие больницы те, где врачи добросовестно назначают и выдают больному все положенные по меднормам и стандартам лечения препараты.
Не ленитесь спрашивать
МНОГИЕ врачи воспринимают как личное оскорбление, если пациент и его близкие родственники пытаются узнать у врача хотя бы названия лекарств от своей болезни, названия медицинской литературы, которой пользуется врач в лечении болезни, стоимость назначенного курса лечения. А ведь это информация, не содержащая государственную и военную тайну, необходимая больному, как и ответы на вопросы о сертификатах качества введенных в организм пациента лекарств, наименовании фирмы-производителя и фирмы-поставщика, которые не придет в голову задать медперсоналу ни одному заболевшему в РФ человеку.
Не нужно считать врачей небожителями. К ним надо относиться как к специалистам сферы услуг, деятельность которых подлежит строгому контролю со стороны госорганов и общества. Но пациенты и их родные ленятся или стесняются сходить к врачу узнать, каких неблагоприятных прогнозируемых факторов после лечения антибиотиками или иными токсическими лекарствами можно ожидать, с опозданием принимают меры по спасению от прогнозируемых инфекций и осложнений.
А потом упрекают себя, когда развивается новая тяжелая болезнь уже от медикаментозного предыдущего лечения, что не осуществили простейшей профилактики.
Надо знать пациенту и его близким, что при поступлении больного на лечение без выяснения его аллергических реакций на те или иные препараты врачи не имеют права ни давать наркоз, ни назначать лекарства. Хотя на первой странице любой истории болезни пациента имеется графа обязательного тестирования пациента при поступлении в больницу на его индивидуальную непереносимость лекарств.
Пациенту, находящемуся в стационаре, не надо вести себя как подопытному кролику, не надо слепо верить на слово медикам, можно и нужно проверять качество их услуг. Пациент в любое время на основе статьи 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан имеет право читать все записи медперсонала в своей истории болезни, требовать выдачи ему текстов ПЕРЕЧНЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ и региональных ПЕРЕЧНЕЙ жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и положенные ему бесплатно по профилю болезни лекарства из указанных ПЕРЕЧНЕЙ.
Пациент имеет право требовать от лечащего врача сведения о неблагоприятных прогнозах возникновения осложнений от приема лекарств и, если без этих лекарств нельзя лечиться, требовать от врача при первых же признаках прогнозируемых осложнений выписать иммунные препараты, назначить курс восстановительного симптоматического лечения для преодоления новых полученных в результате лечения болезней.
Страховая медицина расценивает внутригоспитальное инфицирование больного, развитие у него осложнений от примененного лечения как сто процентов штрафных санкций.
Если вам отказали
ЕСЛИ вам отказывают в проведении, например, курса химиотерапии по месту жительства (при онкозаболевании), говоря, что весь годовой бюджет областной больницы уйдет на лечение вас одного (мол, езжайте в Москву - и пусть там вам вливают дорогие препараты), вы должны знать, что по индивидуальной смете врача страховая компания обязана выделить дополнительные ассигнования на конкретного больного (то есть на вас) без ущерба для лечебного учреждения. Другими словами, недобросовестный врач решил скрыть от вас эту информацию, попутно лишив вас права на выбор лечебного учреждения.
При нынешней реформе здравоохранения, когда новый министр Михаил Зурабов имеет массу контрольных ведомств, не худо бы создать постоянно действующую комиссию специалистов для выезда на места в конкретные лечебные учреждения, откуда поступает жалоба пациента. На месте разбираться надо, какие лекарства были сокрыты, не выданы больному и почему. Так, лекарства филграстим, молграмостим, положенные онкобольным после каждого курса химии, стали предметом спекуляции, и даже название их извращено, больные достают у спекулянтов, у своих лечащих врачей НЕЙПОГЕН по 100-200 долларов за ампулу, не зная, что это филграстим, положенный им бесплатно по распоряжению правительства.
В случае хамства, грубости, невыдачи положенных лекарств надо обращаться в суд. В кабинете судьи по гражданскому делу чиновники от здравоохранения и лечащий врач объяснят вам свои действия и обязаны будут представить по запросу суда обоснование назначения лекарств, причины невыписки дорогих эффективных препаратов, отсутствие тестирования больных на переносимость лекарств, неназначение восстановительного лечения для преодоления негативных последствий своих методов лечения. За счет государства можно назначить в суде консилиум специалистов для оценки качества лечения или независимую судебно-медицинскую экспертизу, которая определит, какие лекарства положены больному, какие не нужны или противопоказаны. Решением суда можно также добиться выдачи и оплаты всех положенных больному лекарств.
Смотрите также:
- К чиновнику - с решением суда, а не с протянутой рукой →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 07.06.1994 →
- Как защитить себя от врача? →