Ия Нинидзе: "Себя не надо жалеть..."

   
   

Когда Ия НИНИДЗЕ - актриса, снявшаяся во множестве кинокартин, но, пожалуй, более всего полюбившаяся зрителям в роли очаровательной "небесной ласточки" из одноименного фильма, - ехала с пятилетней дочкой Ниночкой в Москву из голодного, холодного, разоренного войной Тбилиси, она мечтала начать новую жизнь. В российской столице Нинидзе ждал театр "Летучая мышь", где она должна была начать работать с нового сезона, и квартира с отоплением, газом и электричеством, что отвыкшей от комфорта за время разрухи Ии казалось верхом блаженства. Никто и предположить не мог, какое испытание ждало актрису в Москве.

- Ия, что же случилось?

- 22 ноября прошлого года на премьере "Великой иллюзии" в театре "Летучая мышь" по неизвестно чьей вине на меня обрушилась 300-килограммовая декорация - так называемая "таблетка" - специальная сцена, на которой актеры поют и танцуют.

Ведь раньше "таблетка" опускалась монтировщиком вручную (с помощью троса) после выхода артистов. Теперь сначала опускают на железных цепях "таблетку", а потом артисты выходят на сцену.

- В тот злополучный день вы одна из всей труппы пострадали?

- Да, хотя все актеры находились на сцене. Я сидела чуть дальше, причем двумя днями раньше бывший художественный руководитель театра Григорий Ефимович Гурвич, царствие ему небесное, пересадил меня ближе к "таблетке", чтобы публике было лучше видно. Останься я на прежнем месте, декорация упала бы на другого актера или не упала вообще - у кого что на лбу написано. Судьба. Слава Богу, осталась жива, у меня есть дети, могу ходить, радоваться жизни.

- Вас тут же отправили в больницу?

- Сразу отвезли в Институт Склифосовского, вставили в ногу железную пластину с восемью шурупами и гайками. Теперь жду, когда кости срастутся, тогда пластину вынут. Срастаются они медленно, потому что у меня был открытый оскольчатый перелом двух берцовых костей. Да еще между костями попала ткань, потому что врачи "Склифа" очень быстро работали, спасая мне ногу. Я когда ее увидела - она лежала перевернутой, каблуком вверх, подъемом вниз, - то первое, что спросила: "Инвалидом не останусь?"

- Говорят, вы держались молодцом?

- Шок был, в ушах звенело, но сознания не теряла. Даже нашатырный спирт, который давали нюхать, раздражал. Я все понимала и готовилась к операции, сняла с себя кольца, серьги и отдала надежному человеку, распорядилась, что сказать домашним (не хотелось их пугать). Знаете, женщины способны страшные боли вытерпеть. После первой операции врачи предполагали, что нужна будет еще операция по пересадке кожи. Мне не хотелось снова терпеть боль, поэтому спросила: "Могу чем-то себе помочь?" Врач ответил: "Верь, что все будет хорошо". И я ласкала ногу, говорила ей: "Хорошая моя, ты поправишься", - и она зажила.

- Вы послушный больной?

- Очень. С детства врачей слушалась. Дело в том, что мои тетя и дядя - врачи, маленькой любила крутиться возле них и по сей день уважаю "людей в белых халатах". У меня тоже есть дар врачевания, хорошо развита интуиция - чувствую, что нужно делать.

- Кто вам помогал во время реабилитационного периода?

- Медики московского физкультурного диспансера - МГВФД N 1 (главный врач Зураб Орджоникидзе), что на Земляном Валу. Я полгода сидела, положив ногу на подушку и не двигаясь, - так посоветовали в больнице, - отчего началось искривление позвоночника ниже пояса, так искривился, да еще спина начала болеть. Врач меня увидел и начал кричать: "А ну-ка вставай! Ходи! Хочешь всю жизнь просидеть? И ты еще говоришь, что была небесной ласточкой?!" Если бы он на меня не наорал, я бы вообще не встала. В этой клинике делала сложнейшие упражнения, словно ребенок, училась заново ходить.

- Сидячий образ жизни повлиял на фигуру?

- Читатель, наверное, решит, что я вешу сто килограммов. Вообще-то никогда диету не соблюдала и держалась "в форме" (в детстве занималась балетом, потом - танцами и сейчас легко сажусь на шпагат и делаю батман), потому что не могла жить без движения. Теперь, наверное, придется сесть на диету. Уже начала ограничивать себя в еде. Хотя всю жизнь голодать и в скелет превращаться не собираюсь - по-моему, это ненормально.

- А секретами красоты можете поделиться?

- Мне иногда говорят: тебе даны талант и внешность, ты "рулила" своей судьбой. Да разве я могла это делать? Внешность досталась в подарок от родителей. У мамы была персиковая кожа и фиолетовые глаза, на ее лицо можно было глядеть часами. Кремами она не пользовалась, и я стараюсь ими не увлекаться. Могу сказать одно: лучшие кремы - российские, а лучшие косметологи - грузины.

А насчет особых секретов красоты... Всем известно: любой стресс сразу отражается на лице, старит, и тогда никакая маска не поможет.

- Но жизнь полна всяких неожиданностей, и от стрессов уберечься нелегко. Чем тогда себе помочь?

- Не стану говорить ерунду: посмотрись в зеркало и скажи, что красивее тебя никого нет. Ну и что дальше? Сказала, вышла в другую комнату, вспомнила о неприятностях и снова оказалась в депрессии. Короче говоря, взлетела, крыльями похлопала и упала.

Надо стараться не накручивать себя, не растравлять в душе старые обиды. Жить не прошлым, а настоящим. Мне обрести душевное равновесие и поддержать физическую форму всегда помогало море, которое безумно люблю. Надеюсь в этом году опять съездить на юг.

- Скучаете по родному городу?

- Скучаю, конечно. Но если раньше не могла больше двух недель вдали от него провести, то теперь скучаю по своему дому в Москве. В марте ездила в Тбилиси: горячей воды нет, света нет... Очень тяжело там жить. Вы только представьте: девять лет, как люди живут без отопления и электричества, и как раз столько лет моей дочке. В один "прекрасный" день началась война, и наш светлый, красивый, всегда веселый город потух. А знаете, отчего он называется Тбилиси? От слова "тбили" - "тепло".

Мы с детьми пять лет прожили в военных условиях. Даже вспоминать те времена нелегко: еду на керосинке готовила, дочку пеленала при свечке, горячую воду в термосе берегла... Поскольку транспорт не ходил, то зимой мы с десятилетним сыном Георгием шли пешком в Tеатр имени Шота Руставели (где отработала 12 лет). Георгий вместе со мной играл в спектакле, и нам приходилось дважды в день преодолевать довольно большое расстояние от театра до дома. Взрослым было трудно, но как дети все это выдержали, не представляю... Правда, я сына еще с младенчества закаляла, но не думала, что ему придется в военное время жить.

- Каким образом закаляли?

- Совсем маленького приучала потихоньку к водичке. Сначала просто плескала после купания, а потом даже отпускала в ванночке, и сын с удовольствием "плавал", лежал под водой с открытыми глазками. Спал он в любую погоду только на балконе, меня за это соседка стыдила: "Заведи ребенка в дом, пожалей". Зато у него румянец был во всю щеку - я же своему мальчику плохого не пожелаю. А вот Нина наша уже в квартире закалялась. Помню, сосед по лестничной клетке нашел железную бочку, разводил под ней угли и выпекал на открытом огне хлеб. А я над этой бочкой вечером, в полной темноте (электричества не было, а свечи берегли), развесила Нинины пеленки сушиться. Утром просыпаемся, смотрим: Ниночка в пеленках черная лежит - белье-то от углей окрасилось - и пахнет так, словно мы ее в пещере нашли.

- Вы не любите плакаться "о своей несчастной доле"?

- А себя не надо жалеть. Научилась этой мудрости, вернее, жизнь научила. Плакалась - по молодости, по глупости - и отплакалась. Хотя того, кто плачется, не осуждаю и всегда могу ему помочь. Конечно, если человек не придумал своих неприятностей, а у него действительно случилась беда.

- Приходилось бороться с плохими привычками - курением, например?

- Не курю уже второй год и очень этим горжусь. У меня в семье все курили: и дедушка, и мама, и тетя, и бабушка (она бросила из-за больного сердца). Сама же заядлой курильщицей не была, но "баловалась" всю жизнь, "портила" сигареты.

- Некоторые актеры говорят, что водка помогает снять стресс...

- Убеждена в обратном: водкой себе не поможешь. У меня тоже были депрессии, даже дважды в больницу попадала после смерти мамы. Температура была 37,2, двигаться не хотелось, кости ломало, стала желтая, больная, старая. Смотреть на себя страшно было. Жить не хотелось.

Помогла любовь к детям. Говорила себе: "Ты - мать, у тебя есть счастье - дети". Поначалу это мало помогало, собиралась даже в монастырь уйти, но потом поняла, что такое важное решение от отчаяния нельзя принимать. С возрастом осознала, что нельзя все делать "чересчур", надо держаться золотой середины. Но, видимо, так не умею.

- Когда вылечите ногу, вернетесь в театр?

- Я год назад вернулась в театр! Сейчас играю пять спектаклей "Сан-Сет бульвар" в месяц, чему очень рада: сидя дома, могла на своей травме зациклиться. А теперь все удивляются: "Ой, она сама ходит, ее уже водить не нужно". Хотя меня обязательно должны выводить на сцену. Во-первых, появился страх закулисья (там восемь тонн корабля стоит - настоящий "Титаник"!), во-вторых, могу за что-нибудь зацепиться и "носом вперед" пойти. Так что пока меня партнеры за ручку водят.

Смотрите также: