Умерла красивая женщина - актриса Алла БАЛТЕР. Это интервью Эммануил Виторган дал "ДМ" за две недели до смерти жены. Он был искренне уверен, что его Аллочка не может умереть - он ведь так ее любит...
МОЛОДЫЕ И КРАСИВЫЕ
- Мы с Аллой всегда старались держаться вместе. Начался наш роман еще в Ленинграде, в "Ленкоме". Это достаточно банальная история - он женат, она замужем... Нас "свел" Товстоногов - сделал парой в спектакле "Вестсайдская история", пуэрто-риканском варианте "Ромео и Джульетты". Мы начали встречаться. Аллочка не выдержала двойной игры, развелась с мужем и переехала в комнату в коммуналке. А я еще был женат. Там оставалась дочь... Если у меня и есть в жизни грех, то именно этот. Бывшая жена не давала мне общаться с девочкой, и я смог увидеть ее уже только взрослую. Если я и не был наказан до сих пор за этот грех - бросить маленького ребенка, то обязательно буду. Бог меня покарает, только вот как?
Когда я развелся, пришел к Аллочке: "Говорят, у вас здесь койкоместо сдается?" Она ответила: "Проходите, пожалуйста". За это "проходите" я жене благодарен всю жизнь. А в театре вокруг нас начало ходить столько слухов, кривотолков. Было очень тяжело. Володин нам сказал тогда: "Ребята, вам этого не простят - молодые, красивые, талантливые, любящие друг друга. Здесь вам жизни не будет". И мы уехали в Москву, нас приняли в труппу Театра имени Станиславского.
Работа в этом театре - прекрасное для нас время. Очереди туда стояли от "Пушкинской" до "Маяковской". Потом Управление культуры Москвы решило, что Андрей Попов, Анатолий Васильев и Иосиф Райхельгауз неуправляемы, и разогнало театр к чертовой матери. И все мы ушли на Таганку - Любимов нас всех приютил. Потом меня пригласили на собеседование в Театр Маяковского. Я пришел к Гончарову: "Вся штука в том, что у меня есть еще жена". - "О, нет, мне надоели эти пары". Потом из Театра Маяковского ушла Доронина, Гончарову нужна была актриса, которая сыграла бы на достойном уровне. Уже Аллочку пригласили на собеседование. Она пришла: "У меня есть муж". - "Кто?" - "Виторган". - "Черт возьми! Давайте к нам". Для Аллочки здесь было безусловно лучше. "Кошка на раскаленной крыше", "Виват, королева, виват!" - какая актриса отказалась бы от таких ролей? А для меня было главным, чтобы ей было хорошо.
Алла Балтер очень мало снималась в кино. Я вам скажу со всей откровенностью: дураки наши режиссеры и идиоты! Актрису с такой внешностью и таким талантом и не использовать в кино! Зато в театре в следующем сезоне у Аллочки все спектакли по дням расписаны.
НОРМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
Про нас всегда говорили: "Идеальная семья". Нам не нравилось такое определение. Что значит - идеальная? Нормальная семья. Хотя, конечно, разные бывали ситуации. Я иногда могу сказать что-то резкое. Особенно на репетициях. Но Аллочка - настоящая женщина, терпеливая, она всегда умела сглаживать все углы. Мы знаем друг друга прекрасно, но я все равно открываю в ней постоянно что-то новое, о чем даже не догадывался.
Всю молодость мы с Аллочкой проскитались по уголкам. Только в сорок лет я получил ордер на собственную квартиру. Но моя жена - потрясающая женщина! Она смогла сделать из комнаты в общежитии Театра Станиславского ДОМ! Уютный. Восемь лет мы там прожили. Там и Максим родился. Мы разделили комнату на две части шкафом, и, когда Максимка немного подрос, он по ночам высовывался из-за шкафа и спрашивал: "А чего это папа маму кусает?" У нас в восемнадцатиметровой комнате всегда было много народу. Спорили о чем-то, что-то отмечали. Аллочка гениально готовит селедку под шубой. Когда мы немножко разжились, смогли купить стиральную машину. А то у Аллочки были такие руки натруженные. Но разделения на женские-мужские обязанности у нас не было никогда. Жена репетирует - я могу белье весь день гладить. Да и картошку поджарить - запросто.
Когда сын женился, он съехал от нас. Тогда-то у Аллочки появилась собственная спальня, а то у меня всегда было чувство вины - у такой женщины нет будуара! Мою жену часто спрашивают, трудно ли ей, занятой актрисе, содержать дом в порядке. Она отвечает: "Трудно. Но все строится на взаимной любви, на ежедневной работе над собственным характером. Надо стараться, чтобы любимому человеку было хорошо. Мы с Эммой вообще держим друг друга на этом свете - заботой, вниманием..." "Эмма" - это я. Я ведь действительно и живу-то только благодаря жене - и физически, и духовно.
ОНА ПОПРАВИТСЯ
Во время нашего разговора служащая театра принесла Эммануилу Гедеоновичу букет цветов.
- Это для Аллочки, - объяснил артист. - Она сейчас в больнице лежит. Но Аллочка поправится, она у меня умница. Я хожу к ней два раза в день, чтобы не скучала. Вот она (Виторган кивнул на огромный портрет Аллы Балтер, висящий над его столом). Красавица, правда?
Выражаем искренние соболезнования всем близким Аллы Балтер.