Расплодившиеся за последние годы маги и колдуны, специализирующиеся на приворотах и снятии порчи, к целительству никакого отношения не имеют.
Вряд ли найдется еще одна страна, где столь безоговорочно верят магам и экстрасенсам, как в России. Разумеется, Центральная Африка и Папуа - Новая Гвинея не в счет: там к колдуну сходить - все равно что после работы в булочную завернуть. У нас же вроде как цивилизация, а все туда же... Есть специалисты, врачеватели душевных бед - психологи и психотерапевты; есть церкви - и традиционная православная, и множество других, но нет, не зарастет народная тропа к экстрасенсам, магам и гадалкам.
ЦЕЛИТЕЛИ - это еще куда ни шло. У них есть своя профессиональная ассоциация, до недавних пор целительство официально было признано занятием (занятие отличается от профессии тем, что ему не обучают в государственных образовательных заведениях), а ныне его сторонники отстаивают свои интересы на самом высоком уровне: в Госдуме не первый год идет работа над законопроектом "О традиционной и народной медицине". А вот как разобраться в остальных терминах и в том, что за ними стоит: "экстрасенсорика", "парапсихология", "ясновидение", "магия" и прочее? А главное, как распознать, с кем мы имеем дело: с человеком, который действительно знает и умеет НЕЧТО, или с обыкновенным шарлатаном?
"Волшебная" экспертиза
В 1993 году Госстандарт издал официальный документ - "Общероссийский классификатор занятий". В нем наряду с прочими видами занятий была указана "биоэнергоинформатика", предписано, кто и на каких основаниях может ею заниматься. Под биоэнерготерапевтами подразумевались только целители и больше никто другой. Целители - это люди, которые благодаря своим качествам (врожденным или приобретенным) способны лечить заболевания с помощью рук и собственной биоэнергии. Заметьте, именно лечить. По неписаному кодексу этики целителей, любое несанкционированное воздействие на человека (то есть воздействие без его ведома) считается недопустимым.
Получить диплом целителя раньше было непросто. Существовал строгий порядок, согласно которому нужно было пройти психиатрическую экспертизу и сдать... экзамены. Минздрав направлял будущих целителей в НИИ традиционной медицины и гомеопатии. (Термин "нетрадиционная медицина" появился позже, а тогда говорили именно "традиционная", или "народная" - то есть основанная на народных традициях.) Там, в НИИ, экстрасенсы проходили тестирование и проверку парапсихологических способностей. Например, требовалось угадать перевернутые карты, "рассмотреть" заклеенную в конверте картинку, определить "на ощупь мыслью" спрятанные в пакете фрагменты человеческих тканей. А также зарядить воду. Заряд проверялся специальным электроприбором. Как уверяют специалисты НИИ традиционной медицины, в этом нет ничего сверхъестественного: жидкость под воздействием биоэнергии способна изменять свою структуру на молекулярном уровне и приобретать новые свойства. (Все описанные критерии, кстати, были разработаны еще в 30-х годах.)
Главная же цель, которую преследовали экзаменаторы, - установить, может ли человек пользоваться своими неординарными способностями на благо других. Только в этом случае ему выдавали диплом целителя и лицензию на занятия биоэнергоинформатикой. Новоиспеченный экстрасенс на законных основаниях получал право зарабатывать деньги, а та сумма, которую он платил за оформление документов и получение лицензии, оставалась в бюджете Минздрава.
Минздрав и должен был контролировать деятельность целителей, проводить их "переэкзаменовку". Только вот беда: соответствующий приказ в недрах министерства так и не был издан, и в итоге комитеты здравоохранения на местах не дождались нужных инструкций и директив. В результате у нас пышным цветом расцвели лжецелительство и магия всех оттенков. Проходимцы получили прекрасную возможность облапошивать доверчивых сограждан: ответственности они ни перед кем не несли. Обрисовалась характерная для нашей действительности картина: те, кто действительно умел лечить, честно делали свое дело, вели медицинские карты и строгую отчетность, получая при этом не такие уж большие деньги. Остальные банально "стригли капусту".
Начиная с 1991 г. через профессиональную ассоциацию целителей прошло около 6 тыс. человек - это около трети всех биоэнерготерапевтов (как в кавычках, так и без), работающих на территории России. Понятно, что большая часть айсберга всегда оставалась вне поля зрения Минздрава.
Бытовые услуги
В 1998 г. ситуация только усугубилась. В новом перечне лицензируемых видов медицинской деятельности, подписанном министром здравоохранения, биоэнергоинформатики уже не было. Говорят, что это недоразумение возникло в силу каких-то интриг, творящихся на высоком министерском уровне, но ни целителям, ни пациентам от этого легче не стало. Из традиционной медицины целительство перекочевало в другую область - в так называемую сферу охраны здоровья. А это значит, что биоэнергетики лишились права оказывать те виды услуг, которые являются медицинскими, - скажем, лечить алкоголизм и наркоманию. Тем не менее все мы прекрасно знаем, что экстрасенсы занимаются врачеванием: лечат (или делают вид, что лечат) не только алконаркотическую зависимость, но и язвы, и болезни внутренних органов. А надзора за ними как не было, так и нет.
То, как они работают с пациентами, - целиком на их совести, а представление об этике у всех, согласитесь, разное. Известный экстрасенс Марина Борман, получавшая в свое время диплом в профессиональной ассоциации, признается, что ее "коллеги" порой вытворяют нечто такое, что просто в голове не укладывается: "Попала ко мне как-то на прием женщина. Стала рассказывать, как была у колдуньи, мужа привораживала. Та наказала ей сходить ночью на кладбище в полнолуние, набрать с могил земли и потом понемногу ее мужу в пищу подмешивать. С трупными ядами, представляете?! Некоторые маги, как они мне сами говорили, специально запугивают клиентов: "О-о, да на вас порча, рак! Только я могу вам помочь, больше никто. А стоит это столько и столько".
То, чем занимаются колдуны, в Профессиональной медицинской ассоциации народных целителей тактично называют социально-бытовыми услугами. "Этот термин у нас родился сам собой, мы его используем для того, чтобы отделить их деятельность от настоящего целительства, - говорит исполнительный директор ассоциации Николай Харисов (он же - руководитель группы экспертов по биоэнергоинформатике Мосмедлицензии). - Есть еще услуги информационно-справочного кабинета - это то, чем занимаются гадалки, ясновидящие. Да-да, не смейтесь, именно так у них в патенте и записано. Они приходят в регистрационную палату, оплачивают в налоговой инспекции патент на предпринимательскую деятельность (20 минимальных окладов - около 1670 руб.) и открывают как бы справочное бюро. За деньги они вам все расскажут, дадут, так сказать, справочную информацию: где находится пропавший родственник, что вас ожидает в наступающем году и т. д. Это еще что, у одного мага я видел патент на производство ритуальных услуг! Вот это, согласитесь, не в бровь, а в глаз!"
Характерно, что при подаче документов в регистрационную палату никого там особо не волнует, что за "ксиву" вы им представляете для подтверждения своей компетенции. Это может быть какой угодно документ: начиная от серьезного вузовского диплома и кончая откровенной липой - "сертификатом", что направо и налево раздает какой-нибудь "Великий магистр", обучающий всех желающих "высшей магии" за пару недель. Разумеется, настоящих целителей не может радовать такое положение дел, равно как и все, что творится вокруг процедуры регистрации и деятельности нечистых на руку "конкурентов". Во всем они винят Минздрав: дескать, чиновники специально выкинули биоэнергоинформатику из лона официальной медицины, чтобы дать "зеленую улицу" фармацевтам. То, что в Госдуме работает лобби, отстаивающее интересы бизнесменов типа Брынцалова, ни для кого не секрет - фармацевтическое производство является одним из самых доходных во всем мире. А поборники народной медицины делают упор на то, что каждый человек сам волен выбирать, какими методами ему лечиться: таблетки глотать или к целителю ходить. И ссылаются на Соединенные Штаты, где ежегодно через альтернативную медицину (аналог нашей традиционной) проходят десятки миллионов пациентов.
Впрочем, многие медики (в первую очередь рядовые врачи) сами сожалеют, что целительство и экстрасенсорика выпали из их поля зрения. Когда к психотерапевту в поликлинику приходит жертва очередного черного мага и жалуется на постоянные головные боли, неврозы или хроническое недосыпание, что остается эскулапу? Вслух - пожурить пациента за излишнюю доверчивость. Про себя - обложить мага трехэтажным и посетовать на то, что чьи-то денежки оседают в карманах шарлатанов - будто нет им более достойного применения.
Смотрите также:
- ПОМОГУТ ЛИ НАМ ВЫЖИТЬ КОЛДУНЫ, МАГИ, ЭКСТРАСЕНСЫ? Целителей много - здоровья мало →
- У московских колдунов нет отбоя от дубов →
- Аборты: режем по живому →