Начнем с "кочек и пенечков"

   
   

За редким исключением каждый из нас в свое время, посещая уроки физкультуры, пожертвовал на благо Родины более 600 академических часов. Уроки физкультуры, безусловно, выполняли функцию отдыха. Побывать на уроке физкультуры - значит, развеяться, проветрить голову, очищая ее от всевозможных "шлаков", что осели на уроках химии и математики. Какие еще преследовались цели, каждый имел представление довольно смутное. Официальная версия гласила: стране нужна здоровая молодежь.

ДЛЯ ТОГО чтобы повернуть "государство лицом к человеку", десятилетки, конечно, мало. Несколько лет назад ученые из МГАФК решили вспомнить, что слово "физкультура" изначально звучит раздельно: "физическая культура". И что слово "культура" в данном словосочетании - главное. В связи с чем на конкурс Министерства образования была представлена программа "Физическая культура". Она и выиграла конкурс среди шести программ. Вслед за ней посыпались и учебники - по физической культуре под редакцией профессора кафедры методики физвоспитания Анатолия Петровича МАТВЕЕВА.

- Анатолий Петрович, дело дошло до того, что по физической культуре выпускаются учебники - даже для первоклашек. Не перегибаете ли палку?

- Ни в коем случае. Одним из главных отличий новой программы для детей является возможность познавать себя, а не только развивать физические качества.

- Не является ли это дублированием школьного предмета под названием "анатомия человека"?

- Биологические основы физической культуры - только часть знаний о физкультурной деятельности. Раньше подобный кругозор ограничивался комплексом ГТО, информацией о советской системе физкультурного воспитания, о прикладных видах спорта...

- Физкультура была средством для решения идеологических задач?

- Именно. Физкультура должна служить интересам не только государства, но и самих учащихся. Сейчас области знаний делятся по принципу познавательной активности детей. Существует три подраздела: на "природу", на "общество" и на "себя". То есть выделяются сведения о природе человека, социокультурные основы и основы психолого-педагогические. Последние предполагают умение организовать уроки самостоятельно. Кроме того, вводятся понятие "эмоции", уроки аутотренинга.

- И все-таки это - теория. А что вы можете предложить непосредственно в спортзале или на стадионе?

- Помимо "знаний" программа включает обучение ребенка закаливанию, гигиене, правильному соблюдению режима дня и предусматривает общеукрепляющие, общеоздоровительные действия и упражнения: общую гимнастику, легкую атлетику, лыжи... Кроме того, мы учим детей ходить разными способами, в разных условиях, бегать спиной вперед и т. д. Раньше упражнения давались на основе видов спорта. Сейчас - как бы для предугадывания различных жизненных ситуаций. Например, для младших школьников весьма полезной окажется игра "по кочкам и пенечкам" - когда человек старается, не оступившись, перепрыгнуть с одной маленькой площадки на другую. Ловкости, которая здесь вырабатывается, часто не хватает юношам для преодоления полосы препятствий. Широкое применение ожидает также и многие виды национальных состязаний. Они будут особенно уместны в тех районах, где появились. Например, "набрасывание аркана". Или "перетягивание палки", сидя на корточках, - своеобразная "дуэль", распространенная у северных народов.

- А стремление в большой спорт в наши дни уже считается немодным?

- Наоборот. Новая программа предусматривает активное занятие конкретным видом спорта со всеми прилагающимися плюсами и тяготами. К сожалению, не везде условия позволят каждому ребенку выбрать полюбившийся вид. Поэтому чаще всего - и это тоже очень хорошо - тот или иной вид спорта выбирает школа, в зависимости от климата, возможностей и т. д.

Если раньше детям предлагалось в год, скажем, 8 часов баскетбола, 12 часов легкой атлетики и т. д., то теперь ознакомление с другими видами вмещается в общеразвивающую подготовку. Зато мы предъявляем требования к физической подготовленности учеников не как раньше - только по физической подготовке непосредственно, - но и с позиции выявления практических навыков и умений. Речь о дополнительном ознакомлении с массажем, с туризмом (как поставить палатку, как замерить пульс), профилактикой отравлений (как стерилизовать воду), основами по оказанию медицинской помощи, уходом за детьми. Рассматривается вопрос о половом воспитании: уход за телом, возрастные особенности и т. д. Плюс к тому ставится вопрос о введении для пединститутов новой дисциплины - валеологии.

- Валеология - наука о здоровье?

- Да. Сюда входят диеты, аутотренинги, профилактика, возрастные особенности детского организма, нетрадиционная медицина и многое другое.

Смотрите также: