Врачи, появляющиеся время от времени в приёмной директора Научно-исследовательского онкологического института им. Герцена, главного онколога России Валерия ЧИССОВА, смотрят на меня с укором. Я на целых полчаса отрываю его от дел, от пациентов...
- ВАЛЕРИЙ Иванович, в 2000 году были озвучены прогнозы в отношении разных заболеваний. Предсказывали, что к 2015 году рак будет побеждён. Более того, директор американского Национального института рака Эндрю фон Эшенбах заявил, что люди перестанут умирать от рака через 10 лет. Ваш прогноз так же оптимистичен?
- Объективные цифры говорят, что каждый год в России регистрируется 450 тысяч новых случаев заболевания раком, а умирают 300 тысяч человек. Надо признать, что онкологическая заболеваемость растёт, и это происходит и в стране, и в мире. Не надо думать, что Россия является каким-то исключением из общей тенденции. Рост связан и с экологией, и с питанием, и с образом жизни.
Как починить цепочку
- А ЧТО вы скажете про влияние стрессов на развитие онкологических заболеваний, могут ли они стать "спусковым крючком" болезни?
- Существуют различные мнения, но скорее всего, нет. Суть проблемы несколько в другом. Нас - онкологов, биологов, микробиологов - обвиняют в том, что мы не знаем причин рака. А мы их знаем, просто их несколько: в некоторых случаях это вирус, в других - химические, радиационные факторы и т. д. В конечном итоге все они так или иначе влияют на генетический код человека, нарушается строение генома. Сейчас учёные ищут, в каком звене генома нарушается эта цепь, возможно ли удалить это нарушение, вставив взамен здоровое звено.
Бьёмся и над колоссальной проблемой адресной доставки лекарств. Сегодня мы пока не можем точно спрогнозировать, как клетка отреагирует на воздействие препарата. Надо понять, что опухоль состоит из различных клеток, и если к одной клетке этой своеобразной "мозаики" мы подобрали лекарство, то на другие нужно воздействовать совершенно по-другому. Теоретически каждая клетка опухоли требует индивидуального подхода. Кроме того, организм человека тоже вырабатывает различные биологически активные вещества, которые так или иначе оказывают своё действие, иногда правильное, иногда неправильное.
- Как же приблизиться к победе?
- Вы знаете, даже знание причины возникновения опухоли совсем не означает победы над раком. Ведь онкология - не исключение из ряда таких давно известных человечеству болезней, как туберкулёз, сифилис, гонорея, дизентерия, СПИД... Мы знаем механизм возникновения этих болезней, но до победы далеко. Для того чтобы победить рак, нужно выстроить всю социальную систему здравоохранения, профилактики, раннего выявления болезни. Сейчас онкологи на ранних стадиях (1-й и 2-й) помогают людям в 90-95% случаев прожить 5 и более лет.
Если мы сумеем выявить хотя бы 30-50% из тех людей, что ходят сейчас с бессимптомными, неявными онкозаболеваниями, - это уже будет победа. Вообще раннее выявление помогает меньше потратить на лечение и самому человеку, и государству. В мировой практике на профилактику рака выделяется 30% финансовых средств, на лечение - 50%, на реабилитацию - 20%. А в России из средств ОМС на профилактику расходуется 6%, на лечение - 94%, на реабилитацию - 0%.
А мы ничего не чувствуем
- РАК называют "тихим убийцей". Как распознать, что пришла пора бежать к врачу?
- Об этом очень много сказано и написано. Это все знают - например, упадок сил, резкое беспричинное похудание, слабость, кровь в мокроте и т. п. Но чаще бывает, что человек уже болеет, но явных клинических признаков нет, эдакое мнимое благополучие.
- Итак, на вопрос "кто виноват?" мы ответили, а вот что делать?
- Сейчас есть много методов раннего выявления и диагностики, многие из них ещё недостаточно проверены, другие находятся в стадии проверки, например метод определения онкозаболевания по специальному анализу мочи. Но нужно понять, что лечиться от болезни намного дороже, чем пройти обследование. Причём прежде всего надо убедить в этом самого себя. Времена, когда человека не отпускали в отпуск, пока он не пройдёт профосмотр, закончились, и вы сами распоряжаетесь своим здоровьем. Выход я вижу в своевременном обследовании групп риска. Например, на предприятиях, где работают большинство женщин, реже встречается рак лёгкого, а вот заболевания молочных желёз и женских половых органов, к сожалению, не редкость. Если речь идет о мужчинах старше 45 лет, то не мешало бы обратить внимание на предстательную железу. Подход должен быть дифференцированным, но максимально охватывать этот контингент населения.
- Что вы думаете о целителях и всяческих "чудесных" выздоровлениях, возможны ли они? Ведь многие считают, что экстрасенсы могут то, чего не могут врачи, а вы просто замалчиваете этот факт.
- Абсолютная чушь! Подобные целители зарабатывают большие деньги на эмоциях и страхе людей. На телепередаче, где присутствовали колдуны, экстрасенсы, я предложил выделить им в нашем институте определённое количество коек и с добровольного согласия пациента лечить его "энергиями", настоями и т. п. Ни один не согласился. Насильно их заставлять мы не можем, поэтому предмета для разговора просто нет. Лично я не знаю таких людей, которых бы излечили от подтверждённого злокачественного новообразования. Зато хорошо знаю оборотную сторону, когда больные "лечатся" у целителей, а потом приходят к нам с запущенным заболеванием, но мы уже ничего не можем сделать.
Фармкомпании на марше
- ВОЗМОЖНА ли ситуация, когда более дешёвые методы лечения замалчиваются врачами, потому что "наступают" фармкомпании, которым выгодно продавать дорогие лекарства?
- Такая ситуация, к сожалению, возможна. Фармкомпании очень много зарабатывают на продаже лекарств и оказывают определённые услуги врачам, например, отправляя их в заграничные командировки, на конференции. Взамен же могут "попросить" доктора об услуге. Кто платит, тот и "заказывает музыку", но всё всегда зависит от человека, от его внутренней порядочности.
- Что сегодня происходит с советским тезисом "лечение онкологии в стране бесплатное"?
- Раньше советский человек мог быть уверен, что ему в любом месте всегда окажут помощь. Сейчас ситуация изменилась. Надо сказать, что те шаги, которые предпринимаются Минздравсоцразвития, как и все первые в жизни шаги, не всегда бывают уверенными и точными, но избранное направление верное. Здравоохранение - это очень дорогостоящее "удовольствие", поэтому цель - сделать финансовые потоки в этой области адресными.
- Немного расшифруйте...
- Среди высокотехнологичных НИИ Минздравсоцразвития, к которым относится и наш институт, будут распределяться, а затем определяться конкурсно средства, за которые мы будем отвечать и отчитываться. Для этого разработаны в стоимостном выражении расценки за различные оказанные медицинские услуги. Это позволит нам взглянуть на свою работу несколько по-другому, потому что появится персонифицированный учёт, т. е. будет видно, сколько средств пошло на каждого пролеченного больного (на диагностические исследования, медикаменты, операцию). Мне, как руководителю института, можно будет более объективно ориентироваться в направлении финансовых средств и оценке работы как подразделений института, так и каждого из сотрудников. Большую помощь в этом несомненно окажут разработанные стандарты. Они очень нужны, так как больной не должен страдать от того, что живёт далеко от центра, а независимо ни от чего получить помощь в полном объёме, адекватную и современную.
- Кого же будут лечить на месте, а кто поедет в "Герцена"?
- Выделены квоты по различным регионам, вот, в частности, на наш институт - около 4 тысяч мест, т. е. мы можем принять 4 тысячи больных из регионов. Причём за лечение платят из федерального бюджета. А вот кого именно направить лечиться в Москву или другие города, будут решать на местах специалисты-профессионалы. Они присылают нам выписку, и человек едет на лечение. Сегодня есть противники и сторонники квот и стандартов, но, я считаю, плюс в том, что больные на основании стандартов и квот могут быть уверены в том, что они получат квалифицированное лечение.
Смотрите также:
- Святослав Медведев: "Нам грозит всеобщая невротизация" →
- Академик Давыдов: "Мы умеем полностью излечивать" →
- "Малые признаки" большой проблемы →