Лекарство от старости Ильи Мечникова

   
   

Илья Ильич Мечников, 35-летний профессор, известный физиолог, ученый с мировым именем, всегда был уверен, что сможет преодолеть любые трудности. Но теперь он не знал, что делать.

ЛЮБИМАЯ жена Оленька вот уже 5 дней металась в лихорадке. Врачи сказали, что надежды на выздоровление почти нет. Стоит готовиться к худшему. Брюшной тиф.

Перед глазами Ильи Ильича всплыл образ первой жены Людмилы Федорович. Их семейная жизнь с самого начала не обещала быть долгой. Незадолго до свадьбы Людмила тяжело заболела. То, что поначалу напоминало сильную простуду, оказалось скоротечной чахоткой. Илья Ильич был в отчаянии. "Почему болезнь отнимает у меня единственного близкого человека? Почему именно моей Лю (так Мечников называл жену) суждено умереть, ведь на свете много других людей, которые уже прожили долгую достойную жизнь и готовы встретить свой конец?" - думал он долгими бессонными ночами. Внезапно ему в голову пришла шальная мысль, что его чувство способно победить тяжелую болезнь, что если свадьба состоится, недуг отступит, и, несмотря на скептическое отношение к этой затее родителей жениха, в 1869 году молодые люди устроили свадьбу. Венчание представляло собой печальное зрелище. Невеста была настолько слаба, что не могла самостоятельно идти к алтарю и ее пришлось нести на стуле. Их семейная жизнь оборвалась через 4 года после свадьбы. Людмила скончалась, так и не успев подарить мужу наследников.

Самоубийство ради любви

ИЛЬЯ Ильич решил расстаться с жизнью, приняв морфий. Впервые в жизни ученый ошибся в расчетах - доза морфия оказалась слишком большой, и, вместо того чтобы отправиться вслед за любимой, Мечников отделался приступом рвоты.

Обрести душевное равновесие Мечников смог лишь через год после кончины жены.

Во многом этому способствовал новый брак с 16-летней Ольгой Белозеровой. И вот теперь судьба снова отнимала у Ильи Ильича любимую женщину. "Зачем мне жить без нее? Что у меня останется, если она умрет?" - Илья Ильич никак не мог заставить себя думать о чем-то другом. Вдруг на лице профессора появилось решительное выражение. Он подумал: "Мне незачем жить. И я умру. Но теперь я не поступлю так глупо и эгоистично, как 7 лет назад. Теперь моя смерть послужит науке". Профессор быстрым шагом вошел в кабинет. Через несколько минут он вышел, сжимая в руках шприц. Уверенным движением ввел иглу себе в вену и нажал на поршень. Мечников привил себе возвратный тиф, чтобы умереть вместе с любимой и выяснить, передается ли болезнь с кровью.

Вскоре Илья Ильич почувствовал первые признаки болезни. Внезапно появился озноб, ни толстое одеяло, ни ярко пылающий камин не помогали согреться. "Печень и селезенка увеличены, язык обложен. Скоро жар станет еще более сильным, потом температура спадет, но ненадолго. Через пару дней начнется второй приступ. Обычно их бывает не больше 5, но этого, как правило, хватает для того, чтобы умереть, - размышлял Илья Ильич. - В любом случае моя смерть не будет напрасной. Я пожертвую собой ради науки".

Служение науке

С РАННИХ лет Илья Мечников был склонен к исследованиям. Пока его сверстники лазали по деревьям и играли в лапту, Илюша часами лежал в густой траве на лугу, наблюдая за какой-нибудь букашкой или кузнечиком. Дождевые черви интересовали его гораздо больше, чем мячи и кубики, а головастики, казалось, были самым интересным зрелищем на свете.

Закончив гимназию, Илья Мечников решил продолжить обучение и поступил в Харьковский университет на отделение естественных наук. Правда, в университете одаренный студент так и не прижился - лекции казались ему слишком скучными, и уже через год Мечников подал прошение об отчислении и поступил в университет вольнослушателем, чтобы держать выпускные экзамены экстерном. В 1864 г. он блестяще их сдал, получив высшее образование в 19 лет. А к 22 годам Илья Мечников был уже признанным ученым, доктором наук.

Несмотря на прохладное отношение коллег (у Мечникова всегда хватало недоброжелателей, многие завидовали его таланту), его карьера ученого развивалась блестяще. И Илья Ильич хотел завершить ее достойным финалом. Однако, несмотря на уверенность Мечникова в близком конце, болезнь постепенно пошла на спад. Второй приступ тифа был слабее и короче первого, а третьего просто не последовало. Вопреки неутешительным прогнозам врачей выздоровела и Ольга Белозерова.

В 1888 г. известный ученый-иммунолог, энциклопедист Луи Пастер, заинтересовавшись трудами Мечникова, посвященными исследованию иммунитета, предложил ученому возглавить лабораторию Пастеровского института в Париже. Илья Ильич был первым, кого Пастер пригласил работать в только что построенный институт.

Пастер высоко ценил научные исследования Ильи Мечникова и всячески пытался добиться всемирного признания заслуг русского ученого. Порой Мечников считал, что его коллега даже чрезмерно усердствует в этом. Дело в том, что Пастер питал сильную слабость к различным знакам отличия, орденам и медалям и старался сделать так, чтобы все эти регалии не обошли стороной и Илью Ильича. Как-то раз, увидев Пастера сильно удрученным, Илья Ильич спросил, что с ним. Пастер ответил: "Можете себе представить, я только что вернулся из министерства, где мне наотрез отказались дать вам сразу орден офицера Почетного легиона, а, ссылаясь на какие-то нелепые правила, согласились наградить вac лишь орденом кавалера". "Я не мог удержаться от улыбки и стал всячески успокаивать Пастера, уверяя его, что я отношусь очень равнодушно к подобного рода отличиям. Вряд ли Пастер поверил моей искренности и не подумал, что я так говорю лишь из деликатности по отношению к нему", - писал Илья Ильич. Нет ничего удивительного в том, что, когда здоровье Луи Пастера стало сдавать и ему пришлось удалиться от дел, он поручил руководить исследовательским центром института именно Илье Ильичу Мечникову.

Похвала простокваше

КАЗАЛОСЬ бы, у Мечникова было все - и всемирная слава, и любящая жена, и восторженные ученики. Но все-таки кое-чего ему не хватало - Илья Ильич отчаянно не хотел стареть. Ведь если бы не старость, он мог бы успеть еще очень многое!

В возрасте 53 лет Мечников всерьез занялся исследованием проблемы старения. Он пришел к выводу, что одной из причин старости является "самоотравление" организма гнилостными веществами, находящимися в кишечнике. Мечников знал, что в Болгарии есть местности, где многие жители доживают до ста и более лет, питаясь в основном простоквашей. Отсюда Мечников сделал вывод, что палочки молочной кислоты оказывают благотворное влияние на организм. Они уничтожают бактерии в пищеварительном тракте человека, защищают от самоотравления и тем самым обеспечивают долгую жизнь.

Свою теорию Илья Ильич снова решил проверить на себе. Дважды в день, на завтрак и ужин, он ел овощной суп, в обед и во время завтрака выпивал по 300 г простокваши, кроме того, в обед и в ужин съедал по чайной ложке живой культуры болгарской палочки.

В 1915 г., празднуя свое 70-летие, Илья Ильич сожалел о том, что начал эти опыты поздно, в 53 года. Говорил, что все его ближайшие родственники, в том числе и родители, умерли гораздо раньше 70 лет, а он еще полон сил и вовсе не собирается отправляться на тот свет.

Однако жизнь сыграла с ученым жестокую шутку. Спустя год профессор простудился. Поначалу он не придавал большого значения своей болезни. Но простуда никак не проходила. Более того, кашель становился все более мучительным, его приступы сопровождались удушьем - простуда осложнилась бронхиальной астмой. Сердце не справлялось с недостатком кислорода. Профессор уже не мог читать лекции, а, поднимаясь на второй этаж, ему приходилось несколько раз останавливаться, чтобы передохнуть. Летом 1916 года Илья Мечников почувствовал сильную боль в груди. Спустя сутки гениальный ученый скончался от инфаркта миокарда. Ему шел 72-й год...

Илья Ильич Мечников - эмбриолог, бактериолог, иммунолог. В 1882 г. открыл явление фагоцитоза (одна из защитных реакций организма, главным образом при воспалении). В 1886 г. основал первую в России бактериологическую станцию. С 1888-го работал в Пастеровском институте (Париж). Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Был автором многочисленных трудов по проблеме старения. В 1908 г. стал лауреатом Нобелевской премии по медицине.

Смотрите также: