М. Ю. ЗУРАБОВ, председатель правления Пенсионного фонда РФ: "Наша пенсионная система - одна из наиболее совершенных в мире"

   
   

Сегодня, когда с момента создания Пенсионного фонда России прошло более 10 лет, становится возможным оценить итоги его деятельности, обозначить ближайшие и обозримые перспективы развития системы пенсионного обеспечения страны.

Были успехи, были и недостатки

ПРАВИЛЬНЫМ ли было принятое в июне 1990 г. решение о создании независимого от средств федерального бюджета источника финансирования пенсионных выплат? Да, несомненно. В условиях наметившегося перехода к формирующемуся рынку и связанных с этим переходом потрясений необходима была пенсионная модель, которая защищала бы старшее поколение россиян и других получателей пенсий от возможной социально-экономической нестабильности и не ставила бы их жизнь в зависимость от способности или неспособности государства, теряющего былые рычаги экономической власти, выполнять свои социальные обязательства. И форма федерального внебюджетного фонда была для тех целей оптимальна, подтверждена мировым опытом пенсионного страхования старших возрастных групп.

Однако поначалу фонд далеко не всегда оправдывал возлагавшиеся на него ожидания. Так, в 1992-1994 гг. он не смог обеспечить темпы индексации пенсионных выплат на уровне, соответствующем прожиточному уровню пенсионеров. В годы, предшествующие дефолту 1998 г., и непосредственно после него ПФР не смог обеспечить стабильную собираемость пенсионных взносов и предотвратить образование двух-трехмесячной задолженности перед пенсионерами. А когда эта проблема была решена, обнаружилось, что надвигается кризис пенсионной системы, связанный как с пороками самой используемой пенсионной модели, так и с развитием демографической ситуации в стране.

Внутренние недостатки модели стали очевидны к концу 90-х годов. Главным было то, что она обеспечивала пенсионерам лишь крайне низкие пенсии, не создавала работающим гражданам стимулов для зарабатывания пенсионных прав, не позволяла молодым планировать свой жизненный уровень в старости (поскольку никто в стране не мог рассчитать заранее, с какой пенсией он ее встретит).

Российские пенсионеры будут жить лучше. Скоро

НОВАЯ пенсионная модель, разработанная и принятая в 2001 г., преодолевает недостатки старой системы и в равной степени учитывает интересы как нынешних, так и завтрашних пенсионеров - молодых, средних и старших возрастных групп. Старшим она обеспечивает неуклонное повышение пенсий до уровня, обеспечивающего достойную жизнь; среднему поколению ныне работающих - полное подтверждение ранее заработанных пенсионных прав и возможности их умножения путем полного персонифицированного учета поступающих на лицевые счета платежей. Молодежи она обеспечивает столь же гарантированный учет страховых обязательств, дополняет их созданием накопительного элемента. При этом сама система остается в основе своей распределительной.

Пенсионный фонд России начинает второе десятилетие своей истории в обстановке пенсионной реформы. Разработанная для осуществления пенсионная модель признана одной из наиболее совершенных в мире. США, Германия и другие государства Европы, а также страны ближнего зарубежья, столкнувшиеся с необходимостью реформирования своих пенсионных систем, изучают сегодня опыт России. А главное - новая модель наилучшим образом отвечает потребностям нашей страны и уже в ближайшие годы улучшит положение российских пенсионеров.

Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" введена новая формула расчета трудовой пенсии и формирование ее из трех составляющих:

  • базовой части, устанавливаемой в фиксированном размере, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в России;

  • страховой части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме пенсионного капитала;
  • накопительной части, сложившейся из сумм страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и доходов от инвестирования.

Базовая и страховая части трудовой пенсии выплачиваются с 2002 г., а накопительная часть - с 2013 г. Для лиц, которые будут выходить на пенсию до этой даты, введение накопительной составляющей не предусматривается. В связи с этим указанной категории пенсионеров, начиная с 1 января 2002 г., ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет, а затем увеличивается на 1 год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан будет осуществляться с учетом темпов инфляции, показателей роста среднемесячной заработной платы в стране и уровня инвестиционного дохода.

Главными целями пенсионной реформы являются:

  • снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии;

  • учет при исчислении данного заработка всего периода трудовой деятельности;
  • полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних пенсионеров;
  • обеспечение равных возможностей для различных возрастных групп ныне работающих;
  • совершенствование механизма индексации пенсий;
  • развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения).