Разъяснить ситуацию, сложившуюся с выплатами компенсаций жертвам нацистских преследований, мы попросили председателя правления Фонда взаимопонимания и примирения Наталию МАЛЫШЕВУ.
О ТОМ, что Германия должна выплатить компенсацию жертвам нацизма, было заявлено еще во время Нюрнбергского процесса. Однако Советский Союз тогда отказался от каких бы то ни было компенсаций, так как выплаты должна была осуществлять ГДР, которой наша страна сама помогала, таким образом получилось бы перекладывание денег из одного кармана в другой. Снова вопрос о выплате компенсаций советским узникам нацистских лагерей встал лишь в 1993 году. Именно тогда было принято решение, что Германия должна перечислить России, Украине и Белоруссии в общей сложности один миллиард немецких марок. Причем на долю российского фонда приходилось 400 млн. марок. Выплаты продолжались до 1999 г. А потом в связи с дефолтом произошел крах банковской системы, и большая часть денег застряла в проблемных банках.
Изначально с германской стороной было оговорено, что выплаты должны производиться только узникам концлагерей и промышленным рабочим. При этом речь шла только о тех, кто был депортирован в Германию. А о людях, которые работали на оккупированных территориях, о детях, угнанных в Германию, вроде как забыли. Позже это недоразумение было исправлено, и получилось, что людей, имеющих право на выплаты, оказалось значительно больше, чем планировалось изначально. Естественно, возникли сложности. Я это рассказываю для того, чтобы было понятно, в какой сложной ситуации оказался фонд несколько лет назад.
Я была назначена на должность председателя правления фонда 1 июня 2001 года. Парадоксально, но факт: на тот момент фонд даже не был зарегистрирован, не являлся юридическим лицом. Не были собраны нормативные документы, не было даже заключено соглашение между российским и германским фондами о партнерских отношениях. Работу пришлось начинать с регистрации фонда как юридического лица. Особое внимание мы уделили разработке механизма, который бы исключил нецелевое использование денег.
При этом схема выплат следующая: все документы, подтверждающие право человека на компенсацию, рассматривают эксперты. Если у них возникают какие-либо вопросы или сомнения, в дело вступает особая экспертная комиссия, куда входят бывшие узники нацистских лагерей, и решение принимается коллегиально. Затем списки отправляются в Германию, изучаются германскими экспертами, после чего они выезжают в Россию и уже на месте перепроверяют все документы. Бывает, что германские эксперты не соглашаются с нашими решениями. При возникновении спорных моментов мы проводим дополнительные проверки, требуем предоставления дополнительных документов. И только после того как у германской стороны не останется никаких сомнений по тому или иному делу, они перечисляют деньги персонально для каждого получателя, и никто другой воспользоваться этими деньгами не может.
На сегодняшний день подано пятьсот тысяч заявлений. Каждое заявление регистрируется, после чего отправляется в архив, где ждет, когда до него дойдет очередь. Понятно, что одномоментно такое огромное количество дел рассмотреть невозможно, поэтому многим приходится ждать довольно долго. При этом, поскольку средств, которые выделены германским фондом для России, не так уж и много (для сравнения: России выделено 835 млн. марок, Польше - 1 млрд. 800 млн., Украине - 1 млрд. 700 млн.), существуют приоритеты в рассмотрении дел. В первую очередь наши эксперты рассматривают дела тех, кто находился в концлагерях, и промышленных рабочих, причем и здесь существуют приоритеты - сначала те, кому более 80 лет, у кого тяжелые хронические заболевания или инвалидность.
Сумма компенсаций установлена следующая: для тех, кто находился в лагерях и гетто, - 15 тыс. немецких марок на человека, для подневольных работников промышленности - 4200 немецких марок. Всего, по предварительным оценкам, дефицит средств составляет около 500 млн. марок; количество лиц, которые могут остаться без материальной помощи, оценивается примерно в 280 тыс. человек. Выделит ли Германия дополнительные средства нашему фонду? Надеемся, что вопрос будет решен положительно.
Цифры и факты
- В 1994-1999 гг. российский Фонд взаимопонимания и примирения выплатил лицам, пострадавшим от нацистских преследований, 271 млн. марок.
- С 2001 г. и по настоящее время Фонд взаимопонимания и примирения осуществляет выплаты материальной помощи лицам, привлекавшимся национал-социалистским режимом к рабскому и принудительному труду. Размер предоставляемых средств был определен в ходе международных переговоров, проводившихся в 2000-2001 гг., и составляет 835 млн. марок, предоставляемых германским фондом, и 725 млн. австрийских шиллингов, предоставляемых австрийским фондом.
- Сбор заявлений от претендентов на выплаты из германского фонда закончился 31 декабря 2001 года, на выплаты из австрийского фонда заканчивается 27 ноября 2002 года. Российский фонд планирует в 2002 году провести выплату первой части материальной помощи всем лицам, подпадающим под "основные" категории германского закона - ориентировочно около 200 тысяч человек.
- За прошлый год новым руководством фонда были решены основные проблемы, связанные с началом выплат бывшим принудительным работникам, и подготовлены материалы, позволяющие успешно завершить выплаты бывшим жертвам нацистских репрессий. На 1 июня 2002 г. фондом проведена экспертиза в отношении более 100 тыс. заявлений претендентов, деньги переведены 36 611 претендентам из германского фонда и 5320 получателям из австрийского фонда. Утвержден очередной список на 14034 человека.
Смотрите также:
- Попал в программу - ушел от налогов →
- Полторы копейки на здравоохранение →
- Реформа или латание дыр? →