Свои права покупатели знают неплохо. Практически всем известно, что информация о товаре должна быть на русском языке и что бракованную вещь можно запросто вернуть в магазин. Но есть ситуации, к которым мы настолько привыкли, что о нарушении собственных прав даже не подозреваем. А продавцы тем временем используют наше неведение в своих целях.
Ситуация 1. Фото - оптом
Вам нужно заказать для документа две фотографии. В фотоателье объясняют, что фото такого размера стандартно печатаются по четыре или шесть штук. Мы платим за комплект.
На самом деле Гражданский кодекс РФ (ст. 731 п. 1) запрещает навязывать потребителю дополнительные услуги. Вы можете требовать изготовления нужного вам количества снимков с соответствующим пересчетом цены.
Ситуация 2. Предоплата - дело добровольное
Когда мы сдаем обувь в ремонт или одежду в химчистку, как правило, вносим предоплату. Полную предоплату можно брать только с согласия клиента. Это определено Законом РФ "О защите прав потребителей" и правилами бытового обслуживания населения.
Ситуация 3. Фейс-контроль
Объявления типа "Администрация вправе отказать вам в посещении заведения без объяснения причин" есть теперь почти в каждом кафе или клубе. Если нас не пускают в ресторан без смокинга, мы вздыхаем... и уходим. Знайте, что услуга общественного питания является публичной и условия ее оказания должны быть равны для всех потребителей - будь он в вечернем платье или спортивном костюме, шестнадцати или восьмидесяти лет отроду.
Ситуация 4. Набойки оплачивает магазин
Если недавно купленные туфли рвутся, мы спешим обменять их у продавца. А вместо выпавших набоек спешим поставить другие: ведь набойки - деталь непрочная, они всегда быстро отлетают.
Не спешите обращаться в ремонтную мастерскую. Ведь по правилам статьи 135 Гражданского кодекса РФ гарантия распространяется на все составные части основного изделия. А значит, гарантия на туфли является и гарантией на набойки. Если выяснится, что поломка произошла из-за недостатков обуви, то продавец обязан обменять вам туфли на новые, вернуть деньги или оплатить ремонт. А когда вы меняете набойки без уведомления продавца, вы утрачиваете доказательства, что недостатки обуви возникли не по вашей вине.
Ситуация 5. Когда требовать неустойку
Фирма обещает собрать или изготовить мебель в течение недели. Но затем этот срок переносится, к примеру, из-за большого числа заказов. Мы терпеливо ждем, когда же мебель будет готова.
Срок изготовления изделия лучше записать в договоре-заказе или квитанции. Тогда в случае неисполнения договора вы вправе требовать уменьшения цены товара или выполнить работу своими силами, после настояв на возмещении расходов. Кроме того, в случае нарушения сроков выполнения работы исполнитель платит потребителю неустойку за каждый день просрочки в размере 3% от стоимости выполнения работы.
Смотрите также:
- А у меня - претензия! Но вот предъявить её халтурщикам надо грамотно →
- Отремонтирует магазин →
- Дом в рассрочку →