Ищите розу

   
   

27 августа исполняется 100 лет со дня рождения создателя и главного режиссера Московского детского музыкального театра Наталии Ильиничны САЦ.

Первая гастроль

ОНА родилась в семье певицы и композитора в Иркутске, куда ее отец Илья Александрович Сац бежал, предвидя возможный арест (как человек, сочувствующий революционно настроенному студенчеству, он был на примете у полиции). Однако добровольная ссылка длилась недолго, и вскоре талантливый музыкант, покоривший своим искусством сибирский город, завоевывал Москву... И вот какая здесь однажды случилась история.

Илья Александрович, дирижер оркестра Московского Художественного театра, никак не мог добиться правдивости звучания кульминационного момента в драме М. Метерлинка "Смерть Тентажиля", которым должен был стать крик ребенка, почувствовавшего приближение смерти. И тогда его осенило. Он прибежал домой, завернул дочь в одеяльце и помчался обратно. В театре, положив ребенка на двух приставленных креслах около дирижерского пульта, он сказал музыкантам, что, мол, девочку не с кем оставить дома. Те же, увлекшись подготовкой к генеральной репетиции, вскоре забыли о ее присутствии. Наташа лежала на импровизированной кроватке и слушала музыку. Сцена ужаса подошла как раз ко времени кормления ребенка, и отец правой рукой дал ей бутылочку с овсянкой, а левой продолжал дирижировать. Не успела девочка сделать и глотка, как отец отдернул руку. И сразу как раз в нужный для увертюры момент, перекрывая звуки оркестра, раздался детский плач. Затем бутылочка вновь была возвращена Наташе, и ребенок затих.

"Гениально! - закричал Мейерхольд. - Полное впечатление настоящего детского крика. Как вы этого достигли?" Смущенный дирижер не успел и рта раскрыть, как в репетиционный зал вбежала его рассерженная жена, Анна Михайловна, и, отругав супруга, раскрыла режиссеру тайну "гениальной" увертюры, гневно указав на одеяло, в которое была завернута новоявленная "солистка" оркестра. Это выступление Наталия Ильинична назвала своей первой гастролью.

Илья Александрович становился все более известным в музыкальных и театральных кругах, его наперебой приглашали писать сюиты и увертюры к постановкам. Но известность отнюдь не предполагала большого достатка, случалось, что в доме вообще не было денег. Единственное, в чем не испытывали нужды ни дети, ни взрослые, - это в музыке. Не случайно к шести годам Наташа заявила отцу: "Хочу учиться на рояле, хочу сама делать музыку". На что тот лишь отмахнулся: мала еще. Но желание ее было столь велико, что папа не смог устоять под напором маленькой девочки. Впоследствии Наташины "хочу" всегда превращались в "могу" и воплощались в действительность...

"Девчонка я была молчаливая, большеглазая и озорная. Как-то папу спросил его старый знакомый: "Говорят, Илья, ты женат, две девочки у тебя?" Отец ответил: "Младшая, точно, девочка, а старшая - без пяти минут мальчик".

Тетя Наташа

НАТАШЕ не было и пятнадцати, когда она, вчерашняя школьница, переступила порог Театрально-музыкальной секции Наркомпроса в надежде получить работу. Даже в своих самых смелых мечтах она не могла представить, что станет заведующей Детским отделом. С этого момента к ней обращались не иначе как по имени-отчеству, но, впрочем, только взрослые. Дети величали ее тетя Наташа.

Жизнь Наташи была заполнена концертами, представлениями, спектаклями, которые проходили на импровизированных подмостках на колесах. Какие только вопросы не приходилось решать Наталии Ильиничне! "Было ли трудно? Очень. Но отец говорил: "Трудности для того и созданы, чтобы их преодолевать. Крепить волю, когда твердо знаешь, чего хочешь, - что может быть интересней этого?!"

Вскоре Наташа загорелась идеей создания театра для детей: "Хочу так сильно, как еще никогда". И вновь победа! На свет появляется Государственный детский театр при Наркомпросе, а затем и Московский театр для детей при Моссовете, режиссером которого становится шестнадцатилетняя Наталия Ильинична Сац. "Самое чудное в жизни - иметь право проявлять свою инициативу, с головой уйти в любимое дело..."

Наталия Ильинична стала первым в России режиссером-женщиной. Красивая, порывистая, решительная, прямо высказывающая свое мнение, владеющая несколькими европейскими языками, свободно читающая нотные клавиры, знающая законы оперного искусства и секреты режиссерского мастерства, она шокировала мужчин, которые представляли театр как детский театральный костюмированный концерт: стишки, песенки и ничего серьезного.

В 1936 году Московский театр для детей был преобразован в Центральный детский театр - крупнейший в России. Многие знаменитые писатели и актеры считали честью работать в театре, руководимом Наталией Ильиничной Сац. А она говорила: "Без театра я птица с разбитым крылом"...

Часы моей жизни остановились...