Кто заплатит за проезд?

   
   

Стоимость билетов на все виды транспорта постоянно растет, и для многих людей поездка в метро или автобусе становится чуть ли не роскошью. Льготы пока еще сохраняются, но если их все-таки отменят, то большинству россиян придется подтянуть пояса.

В НАСТОЯЩЕЕ время право на льготный проезд на разных видах транспорта имеют 46 млн. человек - немалая часть населения нашей страны. Согласно действующему законодательству транспортными льготами пользуются пенсионеры, ветераны труда, инвалиды, труженики тыла, участники Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся политическим репрессиям... - в общей сложности более 60 категорий граждан. Для каждой группы людей льготы установлены соответствующими законами, например: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и т. д., где утверждены условия пользования различными видами транспорта: городского, пригородного и междугородного сообщения. Сегодня речь пойдет о льготах, касающихся пожилых людей и инвалидов.

Ветераны

САМАЯ многочисленная группа, которой предоставлено право на льготный проезд, - это ветераны. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-Ф3 "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г.) устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Согласно статье 10 Закона "О ветеранах", расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета. Для каждой категории ветеранов существует своя система прав и льгот, однако есть положение, которое относится ко всем группам без исключения: бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии - межобластных, межкраевых, межреспубликанских) (ст. 14-22 Закона от 12.01.1995 N 5- ФЗ). А вот право на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения имеют только инвалиды войны (а также лица, сопровождающие инвалида войны I группы), участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 14-16, 18, 21 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ). Остальные категории ветеранов должны оплачивать 50% стоимости такой поездки (ст. 17, 19, 20, 22 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).

На основании статьи 14 Закона "О ветеранах" право на бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов имеют только инвалиды войны I и II групп. И еще некоторые категории ветеранов - инвалиды войны III группы, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (имеющие ранение, контузию или увечье) и лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - могут совершить подобную бесплатную поездку (туда и обратно) лишь один раз в два года либо оплатить 50% стоимости проезда один раз в год (ст. 14-16, 18 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ). Кроме того, в осенне-зимний период стоимость проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте для инвалида войны и сопровождающего инвалида войны I группы составляет также 50%.

Жертвы политических репрессий

ЛЬГОТЫ на проезд имеют и другие группы граждан. Согласно статье 16 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября 1993 г., 4 ноября 1995 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 9 февраля 2003 г.), лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, обладают правом на:

  • бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;

  • бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
  • бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50% стоимости проезда.

Герои

ЛЬГОТЫ по оплате проезда также есть у лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". В соответствии со статьей 4 названного Закона граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда, и граждане Российской Федерации, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней, имеют право на:

  • бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах первого класса (на местах первой категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;

  • бесплатное пользование городским пассажирским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
  • внеочередное приобретение билетов на все виды железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта.

Инвалиды

ВТОРОЕ место по многочисленности среди групп льготников занимают инвалиды - люди, особо нуждающиеся в социальной поддержке государства. Согласно статье 30 "Транспортное обслуживание инвалидов" Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.), инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, кроме такси. Также им предоставляется 50%-ная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Кроме того, инвалиды I и II групп и дети-инвалиды имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Все указанные льготы также распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

"Чернобыльцы"

В ЗАКОНЕ РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 18 июня 1992 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г.) статья 14 гласит, что гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы положен бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом.

Танцуют все?

   
   

ВО МНОГИХ регионах России на основании постановлений местных органов власти льготами в городском транспорте пользуются ВСЕ пенсионеры. Например, в соответствии с постановлением правительства Москвы и исполкома Мособлсовета от 3 сентября 1991 г. N 51-406 "О предоставлении права бесплатного проезда пенсионерам г. Москвы и Московской области" пенсионеры, проживающие на указанной территории, могут бесплатно пользоваться городским пассажирским транспортом (автобус, троллейбус, трамвай и метрополитен). Документом, дающим право льготного проезда, является социальная карточка, а до ее получения - пенсионное удостоверение.

К сожалению, до конца не решен вопрос о том, сохраняются ли права льготников на коммерческих рейсах. Казалось бы, вид организации движения для всех регионов страны (обычный, экспрессный, полуэкспрессный маршрут) не является основанием для отказа в праве на льготный проезд. Но надпись "Льгот нет" встречается почти в каждой маршрутке, иногда можно прочитать и что-то вроде "Инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на бесплатный рейс, если есть свободное место. На каждую поездку берем не больше одного бесплатного пассажира". Многие не раз были свидетелями унизительной ситуации, когда пожилых людей просто высаживали из такого автобуса. Кроме того, число некоммерческих рейсов постепенно сокращается, и пенсионерам ничего не остается, как платить за маршрутное такси или часами ждать бесплатный автобус. Возможно, в скором времени сложившаяся ситуация будет решена в связи с усилением адресной социальной поддержки населения, когда некоторые виды льгот, в том числе и бесплатный проезд на городском транспорте, будут переведены в денежную форму в виде компенсационных выплат. Но где гарантия, что государство сможет обеспечить своевременный рост денежных компенсаций, когда цены на билеты снова начнут расти?

Смотрите также: