Актриса и... немножко клоун

   
   

Благодаря деятельной и энергичной общественнице Шурочке из "Служебного романа" к актрисе Людмиле ИВАНОВОЙ пришла всенародная известность. И хотя до этой роли и после нее она сыграла немало женских образов, зрителям запомнилась больше всего именно эта роль.

Верю в судьбу

- ЛЮДИ склонны проводить аналогию между ролью и актером, ее исполняющим. Не страшно ли вам было играть отрицательную героиню?

- Это раньше она была отрицательной, а сейчас - положительная. Подходят на улице старушки и говорят: "Шурочка, спасибо вам, вы отправляли наших детей в пионерские лагеря". Прошло уже много лет после выхода в свет этого кинофильма, но Шура так и осталась моей любимой ролью. Конечно же, я - это не она (глупа она, бедняга), но нечто общее между нами есть. Мне нравится все время что-то делать для людей, помогать им, наверное, поэтому мне так близка эта роль.

- Какой эпизод из кинофильма "Служебный роман" вам больше всего дорог?

- Наверное, тот, который не увидели зрители. Помните, я хороню своего сотрудника Бубликова, а он оказался живой. Было продолжение: я бегу по институту, а он бежит за мной, влетаю в актовый зал, кричу: "Спрячьте меня, спрячьте!.." Бубликов - Петр Щербаков - идет на меня. Вдруг Рязанов останавливает съемку и говорит Петру Ивановичу, чтобы он отошел в сторону. Затем обращается ко мне: "Уже ясно зрителю, что он вас сейчас будет бить, а мы сделаем неожиданный поворот - когда он приблизится к вам, крикните: "Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!" - посмотрим, что он будет делать..." Я подпустила Щербакова поближе, да как "взовьюсь": "Товарищи! Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!" Хлопаю в ладоши, обращаясь ко всем, чтобы поддержали. "Спасибо, товарищи. Спасибо за все", - сказал Бубликов. Я в изнеможении упала к нему на грудь. Эту сцену, как и многие другие, вырезали: материала отсняли серии на три, но комедии в трех сериях не бывает. А может, приемной комиссии не понравилось, что отрицательная героиня кричит "ура", кто знает...

- Одни актеры отдают предпочтение театру, другие - кино. Каковы ваши пристрастия?

- Я люблю и то и другое. Мне нравятся мои героини в кинофильмах "Самая обаятельная и привлекательная", "Полеты во сне и наяву", "Суета сует", "Небеса обетованные", "Помни имя свое". Но главным для меня является театр. Я с детских лет грезила сценой. Несмотря на то что родители у меня не были актерами, мои увлечения они всячески поощряли. Я училась в музыкальной школе, ходила на балет в Дом пионеров, в кружок ритмики и на хор в Дом ученых. А раз в неделю мама водила меня в театр. Мне казалось, что там - настоящая, прекрасная жизнь, замечательные люди. Я мечтала о том, чтобы не расставаться с театром ни на минуту. Думаю, что родители мне дали образцовое "приданое". Именно такое и нужно давать детям.

- Насколько долгим был путь от мечты о театре до ее воплощения?

- Я стала сдавать вступительные экзамены во все институты, конкурс огромный, куда возьмут. Но сначала всюду проваливалась. А в конце лета, сменив репертуар с героического на комедийный, сдала экзамены в Школу-студию МХАТ, правда, мне помог один случай. Я вообще верю в судьбу!

Первый тур я прошла с успехом. На втором в приемной комиссии сидел народный артист СССР В. О. Топорков. Вдруг он спросил: "Девочка, ты не дочка Сухаревской?" - "Нет". - "Может, племянница?" - "Нет!" - "Ах! - сказал он. - Как я люблю эту актрису!" И на меня обратили внимание. А читала я хорошо, и приняли. Общеобразовательные экзамены я не сдавала - медаль.

- Ваш первый театр был гастрольным. Почему именно он?

- Распределение было жестким - на периферию. Но я не могла оставить больную маму. И тут поступило приглашение от Наталии Сац. Правда, она меня не знала, позвонила во МХАТ, а директор порекомендовал ей меня. Когда я явилась к ней, то Наталия Ильинична ахнула: "Ты же высокая! Мне нужен мальчик в детский спектакль!" Потом добавила: "Да теперь уже все равно, будешь играть деревенского подростка-верзилу". У нас был очень хороший режиссер Наталья Николаевна Баркалавр. Она полюбила меня и, если что-то не получалось, нянчилась со мной, как с маленькой. Для актера это очень важно. В этом театре я проработала два года, объездила всю страну. Прошла суровую школу, которая, безусловно, пошла на пользу.

- Если Театр Наталии Сац стал для вас "суровой школой", то чем является "Современник"?

- Это просто мой театр. Я работаю в нем почти со дня основания, с августа 1957-го. Конечно, театр меняется. Многие мои товарищи ушли, пришли молодые. Но все эти годы я неизменно люблю свой театр - играю ли новые роли или только жду (иногда подолгу!) новую. Еще больше люблю наш театр как зритель. По многу раз смотрю все спектакли и эпизоды, где не играю, и почти всегда верю всему тому, что происходит на сцене.

- Вас называют королевой эпизода...

- А мне-то кажется, что я все время играю главные роли. Разве Шурочка в "Служебном романе" - это не роль? Там масса эпизодов. Конечно, у меня есть совсем небольшие роли, но и из них я всегда пытаюсь сделать судьбу. В спектакле "Крутой маршрут" у меня был крохотный эпизод на кладбище. А я придумала целый монолог, вспомнив про мою соседку Марью Александровну, которая часто приходила ко мне и рассказывала о себе. Я написала себе роль, и это уже была судьба женщины, которая любила и потеряла своего мужа. Так что это неплохо, когда дают эпизод, главное - сделать из него судьбу.

Просто женщина, просто люблю

- ЧАЩЕ всего вы играли женщин в возрасте. Не тяжело ли было вам, молодой, перевоплощаться в бабушек?

- Нет, никогда. Я очень люблю натуру и просто до безумия люблю играть. Мне дороги все мои старухи и как художнику интересны. Пятнадцать Клавдий, шесть Марий, четыре Зинаиды, три Шуры, Анфиса, Ефросинья, Васюта, Груша... И всех их я очень люблю.

- Неужели о таких ролях вы мечтали?

- Я мечтала о красивых ролях. Но сыграла такую лишь однажды в шестом классе. Это была роль Весны в "Снегурочке" Островского.

- Не поэтому ли вы пишете стихи о любви?

- Может быть... Правда, стихи я начала писать давно, где-то с четвертого класса.

- А как стихи превратились в песни?

- Для спектакля "Пять вечеров" нужна была песня. Женя Евстигнеев подошел ко мне и попросил написать слова: "Ты же пишешь стихи в стенгазету". Так появилась песня "Уехал милый".

Уехал милый в дальний край,
Да только меня не взял.
Сказал, вернусь, мол, не скучай.
Да только когда, не сказал.
И снег, и дождь был за окном,
И яблони в цвету,
А милый мой все не идет.
Я жду, я жду, я жду...

Удивительное ощущение - слышать, как поют твою песню. Песню написать - это как ребеночка родить.

- Главные героини переживали на сцене любовные романы и пели ваши песни, в то время как вы...

- Я тоже любила. Разве можно жить без любви?

- Наверное, влюблялись и в актеров?

- Ну что вы, боже упаси. Я в них никогда не влюблялась и всегда воспринимала как родственников.

- И вот вы встретили ЕГО...

- Об этом уже столько писали... Я вела театральный кружок в физическом институте Академии наук, а Валерий Миляев был тогда уже знаменитым бардом. Мы пригласили его в кружок - писать новогодние песни. Наверное, я ему понравилась, и он позвал меня покататься на лыжах. На обратном пути, в электричке, Валерий спел песню "Улица Горького" и сказал: "Мне очень нравится эта песня. Ее Ада Якушева написала". Я обиделась: "Как это Якушева?! Это моя песня!"

Бесконечной тоскою охвачена,
Я бреду по вечерней Москве,
То ли дождь идет, то ли плачу я,
И все думаю о тебе.
Прохожу я по Горьковской улице,
А глазами тебя все ищу.
Я не глупая, я не умница,
Просто женщина, просто люблю...

Однажды из физического института занятия перенесли в другой, и я заблудилась. Шел сильный снег, и мне казалось, что я никогда не вырвусь из этого белого плена. И вдруг подходит Он, с мандарином в руке, и говорит: "Я так и знал, что вы заблудитесь, и вышел вас встречать". Этой встрече с Валерием Миляевым я посвятила свою песню о любви - "Зимняя сказка".

- Принято считать, что актерские браки недолговечны. Как вам удалось сохранить вашу любовь?

- Недавно мы с мужем отметили сорокалетний юбилей совместной жизни. Сейчас это редкость, чтобы люди, прожив столько лет вместе, продолжали любить друг друга. Но у нас не типичная актерская, а скорее патриархальная семья. Мои мама и бабушка считали, что мужа надо кормить и обихаживать. Со временем его привычки и пристрастия стали моими. Я полюбила деревню, потому что он ее любит, завела собаку, так как муж в детстве мечтал о четвероногом друге. Но главное, наверное, то, что нам обоим не пришлось друг друга ломать - с самого начала между нами было много общего. У нас родились прекрасные талантливые сыновья, у которых замечательные жены. Есть внук и внучка. Мой старший сын Иван - художник, а младший Александр - психолог, но занимается выращиванием цветов.

Я чувствую себя очень молодой

- МНОГИЕ актеры на юбилеи устраивают себе бенефис. Как вы отпраздновали в июне этого года свое семидесятилетие?

- Постановкой на сцене "Современника" пьесы "Маменька". Ставили мы ее силами созданного мною двенадцать лет назад театра для детей "Экспромт". Эту пьесу я написала сама по письмам Гоголя и воспоминаниям.

- Почему именно Гоголь?

- Наверное, в знак благодарности за то, что в юности он помог мне пережить самый страшный год в жизни. Когда я училась на первом курсе МХАТа, у меня умер папа в возрасте 46 лет. Мама сильно заболела и лежала в больнице больше года. У бабушки обнаружили рак, и она умирала. Мой любимый преподаватель Николай Иванович Дорохин слег с инфарктом. Как я выжила, вообще не понимаю. Наверное, только потому, что мне Гоголь помогал. Я все время читала "Вечера на хуторе близ Диканьки", мне так это нравилось, так поражала красота слога, какие-то смешные вещи. Я читала и приходила в себя. И сейчас отдаю ему дань.

- Считаете ли вы себя звездой?

- Я никогда не задумывалась над этим. Во всяком случае, меня узнают, и это уже неплохо. Иногда я считаю себя клоуном. Настоящим клоуном, который может рассмешить и приободрить. Сейчас так много чернухи, так много спектаклей, которые не ободряют. Я даже на юбилей хотела себе сшить костюм клоуна.

- Некоторые люди мечтают о спокойной старости. Вам это знакомо?

- Нет. Я чувствую себя очень молодой. Хотя актеры тоже люди. Вот ноги болят... Но о том, чтобы угомониться, я не думаю. Преподаю в Славянском институте им. Гавриила Державина актерское мастерство, а рядом с молодыми и сама молодею.

Смотрите также: