Заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерею Всеволоду ЧАПЛИНУ 35 лет.
Он родился в светской семье, но очень рано, в 13 лет, сам пришел к Богу. Учился в семинарии, затем закончил Духовную академию в Загорске. А с 18 лет - случай исключительный - работает в администрации Московской Патриархии.
- ОТЕЦ Всеволод, расскажите, пожалуйста, каков ритуал празднования Рождества в Русской православной церкви?
- 6 января во всех храмах читается утренняя литургия святого Василия Великого - это имя древнего святого. В каждом храме службу ведет настоятель, а в крупных городах - высшие иерархи церкви. В 2004 году службу в храме Христа Спасителя будет вести Святейший Патриарх Алексий. Вечером в сочельник, 6 января, происходит величайшая праздничная служба - Божественная литургия. 7 января - Великая Вечеря.
- Для чего нужен пост, предшествующий празднику?
- Пост - это не диета, а духовное очищение. Когда человек ест меньше, голова у него светлее. Ему легче молиться, легче читать богословские книги, легче углубляться в себя. Ведь нельзя считать себя истинно верующим без того, чтобы не всматриваться в свое сердце, в свою душу, стремясь приблизиться к Богу. Пост полезен и с медицинской точки зрения: ограничение в еде помогает очищению организма, причем это особенно важно как раз людям пожилым и больным.
- А что едят верующие на Рождество после окончания Рождественского поста?
- В старые времена, когда многие откармливали свиней, закалывали поросят, традиционным рождественским блюдом был молочный поросенок под хреном с гречневой кашей. Популярен был также гусь жареный, фаршированный яблоками. И конечно же, различные пироги - гордость русской кухни, в первую очередь пироги с капустой, мясная кулебяка. Питье обязательно должно быть умеренным, это следует особенно помнить. Раньше водку любили настаивать на рябине и черной смородине. Лучшие традиционные закуски - домашние соленья. В первую очередь, конечно, огурчики и капуста.
- Как Церковь относится к тому, что среди празднующих Рождество Христово есть и люди, которые вряд ли могут считаться истинно верующими?
- Видите ли, Церковь рада всем, кто приходит к ней. Не все еще дошли, не все нашли Бога в своей душе, но, если они движутся к Богу, даже их самые первые робкие шаги - уже благо. Бог приходит сам, и важно лишь расслышать его тихий стук в сердце. У одних это случается раньше, у других - позже. Третьи носят Бога в своей душе годами, не догадываясь об этом, и, лишь когда на них обрушивается несчастье, они вдруг чувствуют в себе Его спасительную поддержку. А кто-то так и не услышит Его зова... Можно прочесть множество церковных книг и остаться неверующим, а можно не знать многих тонкостей литургии и носить в своем сердце Бога. Мы не раз и не два наблюдали случаи, когда человек впервые заглядывал в храм, действительно не умея правильно перекреститься. А потом, постепенно, сердце его наполнялось Богом, и он приходил к истинной вере.
- Делает ли Православная церковь упор на добрые дела, которые должен творить верующий?
- Разумеется, добрые дела всегда хороши, что бы ни двигало человеком, совершающим их. Но, с точки зрения Православной церкви, сами по себе они еще мало что говорят. Ведь добрые дела могут совершаться из гордыни, тщеславия. Ими можно хвастаться, их можно выставлять напоказ. Их даже можно использовать в корыстных целях. Для Церкви же главное - есть ли у человека Бог в душе. Если есть, то он будет творить добро во имя Его, а не из суетных желаний заслужить похвалу и восхищение окружающих. Истинное добро всегда скромно.
Смотрите также:
- Игумен Панкратий: "Церковь - не налоговая инспекция... а прихожане - не подотчетные лица" →
- Церковь и верующие: вместе к Богу или порознь? →
- Первое Рождество для храма Христа →