Беседа с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским КИРИЛЛОМ.
Христос пришел на землю для полноты жизни, чтобы мы были счастливы.
Владыко, весь мир празднует Рождество Христово 25 декабря. Почему наша Церковь никак не желает перейти на григорианский календарь, чтобы все христиане могли праздновать рождение Иисуса единожды, а не дважды? - И Запад, и мы празднуем Рождество Христово 25 декабря, только они - по так называемому новому, григорианскому календарю, а мы - по старому, юлианскому. Разница, как известно, составляет 13 дней: 25 декабря по старому стилю соответствует 7 января по новому. Православная Церковь следует юлианскому календарю в течение почти 2000 лет.
Смена календаря в Греции, Румынии и Болгарии обернулась церковным расколом. Следует ли нам идти по этому опасному и мучительному для многих людей пути, если для большинства радость и торжество праздника совсем не омрачаются сознанием, что кто-то и где-то празднует Рождество в другие дни?
- Православные люди хотят, чтобы богослужения шли не на непонятном церковно-славянском
языке, а на современном - русском. Неужели это невозможно?
- На волне демократических преобразований очень многие стали от Церкви требовать революционных изменений. Но Церкви чужд путь радикальных реформ и революций. Что касается богослужения, то уже в начале века наша Церковь пошла не по пути внедрения русского языка, а по пути редактирования славянских текстов, приближая их к пониманию современного человека. Для этого была создана специальная Богослужебная
комиссия. Существует она и сегодня.
- Но даже отредактированный церковно-славянский малопонятен, тем более что другие конфессии не дремлют, воюя за наши души.
- Если принимать какие-то решения по языку, то их нужно принимать, конечно, соборным разумом Церкви. В Церкви не может быть инициатив, которые бы шли вразрез с общей традицией и не были бы санкционированы общецерковным авторитетом. Конечно, надо сделать богослужение понятным нашим людям, но без сотрясения церковного единства радикальной литургической реформой.
- Разве соборный разум не подсказывает вам, что, если сегодня вы не измените свое отношение, завтра наши дети могут поменять свою веру (если они не будут ее понимать)?
- Это проблема, которую нужно решать, но так, чтобы не поставить Церковь перед опасностью раскола. Раскол - это трагедия. Уже был старообрядческий раскол, тоже, кстати, из-за богослужения. Поэтому для малоцерковных людей такие вещи кажутся очень простыми. Но когда обращаешься к истории, то видишь, что принесли расколы XVII в., ХХ в., и понимаешь, насколько опасно делать резкие движения. Конечно, надо сделать богослужение понятным нашим людям, но без сотрясения церковного единства радикальной литургической реформой.
- Боясь раскола внутри Церкви, вы можете привести к внешнему расколу - между Церковью и верующей общественностью. Выходит, вам дороже свое единство,
чем наше общее?
- Мы должны сделать все, чтобы этого не было. Единство Церкви - это не только единство иерархии, это единство верующих. Что такое раскол? Когда кто-то отказывается следовать церковным законам, не признает каноническое руководство Церкви в лице Патриарха, Синода, местного архиерея, священника, создает отдельный приход, приглашает заезжего "варяга" и образует некую новую русскую православную церковь. И сейчас есть попытки создавать такие
"истинно" православные, самые истинно православные церкви и так далее. Да, мы должны ответить на законные чаяния людей, но не разорвать при этом ткани церковного тела.
- Церковь до сих пор консервативна. Очень долгие церковные служения. Сейчас в Церковь пришли новые люди, которые не умеют долго стоять. Плюс непонятный язык - все это может оттолкнуть людей от Церкви.
- С теми, кто недавно пришел в Храм Божий, должна проводиться работа, чтобы они понимали
происходящее в Церкви. У нас, например, существуют церковные хоры. А почему бы не расширить участие народа в пении? А если вы будете петь, то есть более активно участвовать в богослужении, то для вас эти два часа пролетят незаметно.
Иногда у тех, кто совершает богослужение, не самый лучший вкус. И богослужение искусственно затягивают. Мне самому приходилось поправлять некоторых диаконов, которые, красуясь своими г о л о с о в ы м и данными, нарочито
затягивают службу так, что это становится в тягость людям. Богослужение должно проходить неспешно, но одновременно динамично, с духовным подъемом, чтобы молящиеся не рассредотачивались, не теряли внимания и молитвенного настроения.
Это все возможно без всяких грандиозных церковных реформ. А в храме, если вы устали и нет более сил стоять, то перекреститесь и идите с миром домой. Невольник - не богомольник, как гласит русская пословица. Я, например, посещая Ближний Восток, прихожу в арабскую православную церковь, не зная арабского языка, и молюсь. Молюсь о своем, обращаюсь к Господу. Он все видит и все слышит. И в чем смысл посещения храма? Когда мы огород копаем в одиночку - это одно, а когда соседа приглашаем - другое. Здесь тоже работа, только духовная. И когда ваша энергия соединяется с духовной энергией рядом стоящих, то этот энергетический духовный поток и идет к Богу. Бог слышит эту молитву.
Вот почему нужно ходить в Храм Божий.
- Во всех пророчествах сказано, сколько злодеяний против Иисуса Христа совершили люди. Кто предал Христа? Иуда. Кто осудил Христа? Понтий Пилат. Кто отвернулся от Христа? Апостол Петр. Факт тот, что все это сделали мужчины. Только женщины его спасали, оплакивали... Почему же среди священников нет женщин?
- Потому что женское священство чуждо Священному Преданию Церкви. Божия Матерь выше ангелов, архангелов, выше
всех патриархов и священнослужителей, выше всех апостолов, но даже она не возглавляла апостольскую общину. Почему, по христианской традиции, женщины никогда не были священниками? Потому что предстоятель общины - наместник Христа. Когда совершается евхаристия, то предстоятель говорит: "Приимите... Сие есть Тело Мое...". Он это говорит от первого лица. И образ священника - это иконографический образ Спасителя, это символ Его присутствия. А Господу было угодно воплотиться в мужском обличье.
- Много ли истинно верующих среди священнослужителей? Ведь некоторые из них живут с женщинами, пьют, развратничают. Паства это видит.
- Здесь не только вопрос, но и утверждение, и с этим утверждением я не согласен. В определенном смысле наше недавнее прошлое является гарантией того, что все священнослужители, за редчайшим, может быть, исключением, - это люди, искренние в своей вере. Ведь стать священником в советское время означало пойти на большой подвиг. И даже сегодня священники должны от очень многого отказаться, например от того образа жизни, который является привлекательным для абсолютного большинства людей. А во имя чего это делать, если не веришь? Во имя денег? Но зарплата священников обычно никогда не бывает высокой. Поэтому сам образ жизни священника как бы ограждает Церковь от проникновения в ее ряды людей неверующих. Хотя могут быть отдельные случаи,
я не исключаю.
Если священник не является верующим человеком, то его слово перестает быть убедительным. Поэтому неверующий священник никогда не будет успешен в своем деле, его сама Церковь отторгнет.
- У меня листовка из храма. По ней грех - отчаиваться, гордиться, сомневаться, роптать, гневаться, осуждать, веселиться, то есть грех - любое человеческое чувство. Живешь - значит, грешишь. Выходит, что лучший христианин - мертвый христианин! Он уже ничего
не может, ничего не хочет, ничего не делает...
- В этой листовке наравне с тем, что действительно является греховным, содержится некий перебор. Неизвестно, кто распространяет эти листовки: отталкивать от Церкви людей может не только атеистическая пропаганда, но и искажение христианского учения.
Помните о десяти заповедях и о тех заповедях, что дал нам Господь. Исполняйте их, и этого будет достаточно. И радуйтесь сколько душе угодно, Царствие Божие будет открыто для вас. Ведь Господь сказал, что не примет в Царствие Божие тех, кто не посетил больного, не накормил голодного, не напоил жаждущего, не одел нагого. Дело в том, что Христос пришел на землю для полноты жизни, чтобы мы были счастливы. И чтобы это счастье и полноту жизни мы еще в вечность перенесли. Для этого Он дает такие ясные и конкретные заповеди, как нужно жить. Здесь нет никакого мрака, здесь только оптимистическое восприятие жизни.
Сила христианства именно в том, что это религия с огромным оптимистическим накалом, с великим жизненным потенциалом. Без веры жизнь становится страшной, нет никакой перспективы.
- Почему же тогда - истязания тела, морение себя холодом, голодом?..
- Это то же самое, что закалка. Человек себя воспитывает. Я не знаю, как влияет пост на других, но у меня в конце поста и душевное состояние, и физическое самочувствие значительно улучшаются. Пост не только содействует духовному возрастанию человека, но и полезен для здоровья, воздержание закаляет волю.
Меня не покидает мысль, что ктото путем создания страшных картин, связанных с христианской жизнью, отпугивает и отталкивает современных людей от Церкви.
- Бывшие крутые атеисты, руководители страны, ходят в церковь, стоят со свечами... Верит ли Церковь в их искренность?
- У Церкви нет оснований отнимать у таких людей свечу. Да, может быть, здесь лицемерие,
и тогда Господь накажет. Поэтому пускай ставят свечи, а Господь и народ разберутся, где правда, а где нет.
- Владыко, Церковь много говорит о необходимости мира и согласия между людьми, но почему же сама конфликтует с другими церквами? Почему даже внутри самой Церкви нет мира и согласия?
- Пожалуй, это самый больной вопрос, особенно в преддверии празднования 2000-летия Рождества Христова. Сказать, что дети Божии вовсе не так совершенны, как Отец их
Небесный, будет только частью правды. И тот факт, что соперничают даже не сами церкви, а люди, представляющие их, тоже не объясняет всего. Христос ведь завещал человечеству не нынешнее множество церквей, но одну, единую Церковь.
Сегодня на Земле существует большая семья христиан, и в ней есть место противоречиям и примирениям. Большинство церквей и исповеданий имеют собственный взгляд на богочеловеческую природу Иисуса Христа или исхождение Святого Духа, другие оспаривают триединство лиц Святой Троицы.
Однако мы уверены, что это вовсе не основание для соперничества и борьбы. Православная Церковь - Церковь воинствующая, но только в своей приверженности неискаженному учению Спасителя и наследию первых веков христианства. Как Церковь Божия она движима Христовой любовью ко всем, кто именует себя христианами, стремлением к миру и единству в христианской семье. Мы готовы пройти свою часть пути для достижения подобной цели.