Митрополит Минский и Белорусский ФИЛАРЕТ, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
- Владыко, что изменилось в положении Русской Православной Церкви за истекший год?
- Сразу задумываюсь: с кем беседую. С представителем газеты "Аргументы и факты". Значит, вам нужны только факты.
А факты у нас убедительные. За юбилейный год возобновили свое действие 697 существовавших когда-то приходов Русской Православной Церкви. А ведь предыдущий, 1987 год дал нам всего лишь 16-18 новых приходов. Это о многом говорит. И факт этот свидетельствует о действительной, реальной перестройке во взаимоотношениях между Церковью и государством.
Принятие на последнем Поместном Соборе Устава об управлении Русской Православной Церкви - еще один знаменательный факт.
Главный момент, который нас радует, - восстановление роли настоятеля в приходе. Ведь как было раньше? От церковных старост постоянно можно было слышать: "Батюшка, вы совершаете богослужение - и только, вы проповедуете - и только, мы вам будем сами говорить, когда и как совершать богослужения". Теперь эти положения, которые были узаконены в 1961 г. и противоречили каноническому устройству Церкви, отменены. Священник больше не наемник, он ответственен за жизнь прихода в целом, он вправе проследить, куда идут средства, идут ли они на то, на что жертвует народ, не пользуются ли этими средствами нечестные люди.
- Не секрет, что Церковь, как часть советского общества, страдает сходными с ним болезнями. Как заявили на Поместном Соборе архиепископы Хризостом (Мартишкин) и Кирилл (Гундяев), необходимо повышение нравственности не только рядовых верующих и клириков, но и высшего духовенства, "не всегда являющего собой образец добродетели". Что делается для лечения этих болезней?
- Лейтмотив перестройки - это правда жизни. И эта правда жизни касается внутреннего облика человека, его нравственного совершенствования. И где, как не в Церкви, необходимо обратить на это самое пристальное внимание. Если в светском обществе любой недостаток вызывает досаду, то еще более нетерпимо это в жизни Церкви. В условиях перестройки мы должны быть более самокритичными.
- В ряде писем, пришедших в редакцию, верующие жалуются на антидемократичность некоторых решений руководства Русской Православной Церкви. Как следует из послания, подписанного семьюстами прихожанами краснодарского кафедрального собора, архиепископ Владимир (Котляров), активно боровшийся , со злоупотреблениями в церковной среде, по чьему-то негласному. указанию и с согласия Священного Синода был снят с епархии и переведен во Псков. Прихожане настаивают на возвращении архиепископа. Пойдет ли Синод навстречу желанию верующих?
- Это не единичный случай. Довольно часто при перемещениях и на уровне архиерейском, и на уровне священническом бывают случаи, когда прихожане обращаются с просьбами: "Верните нам владыку, верните нам отца-настоятеля".
Надо сказать, что в нашей Церкви вообще довольно распространена практика переводов из одной епархии в другую. Я, конечно, не исключаю, что бывают переводы необоснованные, не до конца взвешенные. Но бывают и конфликтные ситуации, когда не остается ничего другого, кроме как перевод в другую епархию.
Церковное руководство старается с вниманием относиться к просьбам верующих. Не скрою, у нас вызывает самые добрые чувства любовь православных Краснодара к своему архипастырю. Но, может быть, здесь надо учитывать и интересы Церкви...
- Владыко, вы являетесь главой внешнеполитического ведомства Русской Православной Церкви. И как глава этого ведомства внесли очень весомый личный вклад в урегулирование отношений между Русской Православной Церковью и Папским Престолом. Насколько я знаю, камнем преткновения в этих отношениях остается лишь вопрос об украинской униатской церкви. Каковы перспективы решения этой проблемы?
- Я бы избежал выражения "внешнеполитическое ведомство". Название "Отдел внешних церковных сношений" звучит, по- моему, ничуть не хуже и достаточно ясно определяет функции нашего учреждения.
Что же касается отношений с Римским Престолом, то они носят нормальный характер, Предстоятели наших Церквей находятся в братской переписке.
Вопрос об униатах - действительно трудный вопрос, являющийся камнем преткновения. Унию мы рассматриваем как нецерковный путь к единству. Тем не менее нам бы хотелось быть честными в решении этой проблемы (как, впрочем, и в решении других проблем), быть открытыми до конца и начать обсуждение этого вопроса на предстоящей сессии православно-католического диалога.
В заключение нашей беседы позвольте обратиться к вашим читателям с благодарностью за тот искренний, тронувший наше сердце интерес, который они и тысячи других советских людей проявили к юбилею нашей Церкви. Мне бы хотелось сказать большое спасибо всем им, поздравить с Рождеством Христовым и пожелать всего светлого и радостного в новом году.
Беседу вел П. ЛУКЬЯНЧЕНКО.