В N1-2 была опубликована беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. На нее пришло много откликов. Большинство читателей крайне огорчены консерватизмом Церкви. Поскольку вопросов к руководству Православной Церкви полно, мы выбрали наиболее типичные из них и попросили ответить митрополита КИРИЛЛА.
- Есть ли у вас разногласия с Патриархом?
- К счастью, нет разногласий. Наше тесное сотрудничество началось, когда я был ректором Ленинградской духовной академии, а он - председателем учебного комитета. Практически все мои начинания поддерживал тогдашний митрополит Алексий. А сейчас я стараюсь помогать Святейшему в меру своих сил.
ОБ АРМИИ
Из армии ушли политработники, и никто, в том числе и священнослужители, не занял их место. Отчасти и в этом причина дедовщины.
- Для того чтобы в армии занять место политработников, по самым скромным подсчетам, нужно 5 тысяч священников. Было принято решение, чтобы каждый приход, на территории которого дислоцирована воинская часть, нес попечение об этой воинской части. У нас есть "путешествующие священники", которые посещают отдаленные воинские части, военные базы, пограничные заставы. Нас даже некоторые критикуют, считая, что произошла слишком большая спайка Церкви и армии, что это, мол, опасно для демократии. За последние 7-8 лет открылось примерно 10 тыс. приходов. У нас было 3 семинарии, сейчас - 50. В России должно быть как минимум 30 тысяч священников. А у нас сейчас в 3 раза меньше.
ОБ ОТЛУЧЕНИИ
Кого Церковь в последний раз отлучала?
- Бывшего митрополита Филарета и Глеба Якунина. Филарет дал согласие уйти на покой, потому что весь Архиерейский Собор выразил ему недоверие. Пообещал, но не ушел, создал раскол, его поддержали националисты на Украине, стали силой захватывать церкви, выбрасывать и даже избивать православных людей. За это он отлучен от Церкви. Глеб Якунин тоже был отлучен от Церкви, потому что вопреки правилам носил священническую
одежду, будучи лишенным сана.
- За что он был лишен сана?
- За то, что отказался исполнить указание Синода и стал баллотироваться в депутаты. Еще в 1991 г. началось массовое выдвижение духовенства кандидатами в депутаты. Что бы мы после этого ни говорили о том, что Церковь вне политики, нам бы никто не поверил. Поэтому было принято решение: запретить - и только в отдельных случаях, по разрешению Синода, дать согласие. А Глеб Якунин сказал: "Мне безразлично, что они решили". Он ослушался и был лишен сана.
О ТОРГОВЛЕ
Сейчас Церковь стала как бы торговым посредником между Богом и паствой. Но Богу-то деньги не нужны! Чем же продиктована такая общинная церковная торговля, как не желанием обогатиться самим священнослужителям? В то же время, ссылаясь на Библию, они говорят: верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие. Да и вас одна газета назвала "табачным митрополитом"... Указала на два ваших самолета.
Все ложь. От начала до конца. Два самолета также. Правительственная комиссия по гуманитарной помощи направила запрос в организации, где ведется учет воздушных судов. Им ответили, что я не владею воздушными средствами ни в собственности, ни в лизинге.
Речь идет не об обогащении церковных служителей. Для того чтобы спасти от полного разрушения памятники архитектуры, наши храмы и монастыри, нужно минимум 6 миллиардов долларов. Если мы не спасем эти памятники, то в течение 5-10 лет наш народ их лишится навсегда! Как в советское время мы существовали на сверхостаточном принципе, так и сейчас. Хотя разрушала памятники не Церковь, а государство. А кто может помочь? Батюшка кроет крышу в храме, ему денег не хватает. Может прийти богатый человек и помочь. Часто это честные люди, но бывают и другие. Вслед за этим обращаются с просьбой помочь, выступить в защиту, кого-то поддержать.
О ДЕНЬГАХ
А разве работа в армии не стоит денег? Ведь нужно не только выплачивать зарплату священникам, построить храмы, обучить людей; должны быть видеоматериалы, библиотеки, телевизоры. А сколько денег нужно, чтобы открыть больницу, содержать сирот в приюте? Если только продавать свечки и служить молебны, этого даже на зарплату не хватит.
Если у Церкви не будет самостоятельных источников финансирования, то из той несвободы, которую мы имели в советское время, мы можем попасть в еще большую несвободу от сильных мира сего, в чьих руках деньги. А что делать? Выход один - создать собственную экономическую базу, независимую систему финансирования. Не для того, чтобы икру ложками есть, а чтобы обеспечить минимум средств для выполнения самых важных программ.
Это в первую очередь - религиозное образование, средства массовой информации, работа с армией, с заключенными. И благотворительность.
- Но водка, сигареты! Так много об этом писали. Если ложь - почему никто не ответил?
- Отвечали, и неоднократно. В 1992 г., когда наше общество оказалось в очень тяжелом положении, через Церковь стала поступать гуманитарная помощь из-за рубежа для оказания поддержки самым малоимущим слоям населения.
Действительно, среди товаров были сигареты, которые посылали к нам какие-то фирмы. Когда впервые такой "подарок" был получен, люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать. Поскольку Церковь не занимается торговлей, то этим ведал благотворительный фонд "Ника". Средства, которые были получены в результате продажи части гуманитарных грузов, поступили в церковный бюджет. Что касается водки, то таковой в штаб гуманитарной помощи вообще никогда не поступало.
О ФИЛЬМЕ СКОРСЕЗЕ
Почему вы так бурно реагировали на фильм "Последнее искушение Христа"?
- Потому что это кощунство. Это глубочайшее оскорбление верующих.
- А вы сами этот фильм видели?
- Нет! Смотреть этот фильм - значит соучаствовать в грехе. Я видел программу НТВ с выдержками из этого фильма.
- Вы как проповедник понимали, что, если вокруг чего-нибудь раздуть большой пожар, тут же сбегутся люди, желающие на это поглазеть...
- Церковь не может молчать перед лицом кощунства. Поэтому призвала НТВ не показывать фильм, чтобы не ранить религиозные чувства верующих людей. Причем в этой просьбе отражалось желание нашего народа. Мы сейчас получаем множество звонков и писем. Люди глубоко возмущены.
- Они этот фильм видели?
- Те, кто видел.
- Тогда выходит, что верующие пожелали его смотреть?
- Я глубоко убежден в том, что церковные люди не смотрели этот фильм. Но многие телезрители видели и, увидев, были потрясены и оскорблены. Я не могу понять логики, почему нужно было это показывать? Почему нужно было глумиться над убеждениями огромного количества людей? Мы говорим о правах человека. Так вот, считаю, что права тех, кто считает себя христианином, нарушены.
- Однако Церковь знает и допускает в жизни какие-то искушения, чтобы проверить крепость веры. Потом стоило ли упрекать телевидение, которое ориентировано не только на православных?
- Небольшая группа людей бросила вызов миллионам верующих. Если дальше так пойдет, какое у нас будет примирение и согласие?
- Но они тоже могут сказать о своих правах человека...
- Пусть у себя дома смотрят видеомагнитофон и наслаждаются своими правами.
О ЖИТЕЙСКОМ
Почему женщинам нельзя входить в храм в критические дни? Разве не Бог создал ее такой для продолжения рода человеческого? - В критические дни женщина может входить в храм, но, согласно существующей традиции, не должна прикладываться к иконам и участвовать в Таинствах. Эта традиция корнями уходит в древнюю культуру Востока и была обусловлена как обычаями, так и климатическими условиями. Многие женщины уважают эту традицию и сегодня.
- Почему священники такие полные, хотя постов в году почти двести дней?
- От малоподвижного образа жизни. И от неправильного питания. Ведь священник не может завтракать перед литургией. Потом покушает, а вечером - опять богослужение. Когда приедет домой, уже поздно - ужин, значит, опять не в самое лучшее время.
О ВЕРЕ
Чтобы какая-то вера устоялась, окрепла, ее нельзя постоянно модернизировать. Но, с другой стороны, для того чтобы вера жила и приносила пользу людям, она все-таки должна меняться. Каким путем вы пойдете?
- Церковь, с одной стороны, консервативна, ибо должна сохранить веру, которую Христос передал апостолам. С другой стороны, сохранение веры предполагает постоянное развитие интеллектуальных и культурных форм ее передачи людям. Всегда существует напряжение
в Церкви между консервативным и неким творческим началом, которое связано с миссией Церкви.
О ВЛАСТИ
Церковь и политика. Вам все равно, какой строй, кто у власти?
- Церковь оценивает общественную жизнь и даже строй с точки зрения христианских нравственных принципов. Для нас далеко не безразлична, например, тема справедливости. Все то, что мешает человеку раскрывать свой потенциал, гармонично строить свои отношения с окружающими, бросает вызов Церкви, и она должна бороться с такими явлениями в общественной жизни. А в рамках какого государственного устройства это будет происходить, это вторично.
- Были ли случаи, когда Церковь выносила свой запрет, протест против каких-то действий власти?
- У Церкви независимая позиция в отношении государственной власти. И нередко мы произносим критические слова в адрес власти, и достаточно посмотреть последние документы наших Соборов, Синодов с оценкой экономического положения в стране, чтобы убедиться, что мы стараемся говорить правду, невзирая на лица.