Дело врачей (03.03.2004)

   
   

Считается, что работник медицины совершил ошибку, если в ходе лечения больного допущена небрежность. Небрежность же имеет место, если действия врача не отвечают общепринятым нормам заботы о пациенте и если при этом недостаточная забота стала причиной нанесенного больному телесного урона.

Докторов - два, диагнозов - три

ВСЕ чаще действия, а точнее, бездействие врачей приводит к смерти их пациентов.

Больной Т. поступил в урологическое отделение больницы с диагнозом "уретеролитиаз", или, по-простому, камни в мочеточнике. Медикаментозное лечение не дало ожидаемых результатов - мужчине была назначена операция. Через два часа после ее окончания пациент, не приходя в сознание, скончался. Специально созданная комиссия городского управления здравоохранения расценила происшедшее как несчастный случай.

Таких происшествий становится все больше и больше. Понятие врачебной ошибки существует ровно столько, сколько сама медицина. "Нет такого диагноза, который нельзя было бы поставить под сомнение", - глубокомысленно замечают медицинские светила. Им вторит и народная мудрость, утверждающая, что на двух врачей приходится минимум три мнения о причине болезни пациента. В последнее время благодаря средствам массовой информации трагические истории, герои которых гибнут в результате некомпетентности или халатности врачей, получают все большую огласку. Врачи, как правило, снимают с себя ответственность, объясняя подобные факты случайностью, нехваткой медикаментов и плохим финансированием. В этом есть доля правды. Однако бывают особые случаи, когда вина врача налицо. В состоянии ли закон защитить права и интересы людей, ставших жертвами врачебных ошибок?

Неоказание помощи

ПО СЛОВАМ московского адвоката Анатолия Симонова, ему в масштабах всей России неизвестно ни одного прецедента судебного рассмотрения дел о врачебной ошибке. Объяснение этому кроется прежде всего в несовершенстве уголовного законодательства, не позволяющего адекватно квалифицировать действия врачей. Даже самого понятия "врачебная ошибка" Уголовный кодекс не предусматривает. Кроме того, высокая корпоративность в среде врачей зачастую становится непреодолимым препятствием на пути следствия. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: даже если преступная оплошность врача очевидна, доказать ее в суде практически невозможно.

На Западе судебные иски о возмещении физического и морального вреда, понесенного в результате мнимой или очевидной врачебной ошибки, широко распространены. Их размер нередко составляет от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Ограждая себя от столь разорительных судебных разбирательств, западные медики используют возможности так называемой врачебной страховки. Медицинские страховые компании, в свою очередь, часто стремятся не доводить дело до судебного разбирательства и решают дело на стадии предъявления пациентами своих претензий. В России врачебные страховки пока не работают.

Дело Т. с юридической точки зрения бесперспективно. Статья 293 УК РФ предусматривает ответственность за халатность, заключающуюся в неисполнении должностным лицом своих обязанностей. Врачи таковыми не являются, а следовательно, вышестоящая прокуратура будет обязана опротестовать решение о возбуждении уголовного дела по факту гибели пациента больницы. Вероятно, в этом случае дело будет переквалифицировано на статью 124 УК (неоказание помощи больному). Но и такой поворот абсолютно не гарантирует того, что дело все же дойдет до суда.

Был случай, когда хирурги не удосужились перед операцией еще раз взглянуть на рентгеновский снимок и удалили здоровое легкое. В другое время в другой стране санитары зафиксировали на хирургическом столе не ту ногу пациента, и...

Врачебные ошибки - явление столь же распространенное, как и ошибки обычные, свойственные всем нам. Ошибка врача, например, может случиться в результате неточного диагноза. А тот, в свою очередь, может оказаться следствием иного, нежели у всех, строения органа, или технического сбоя оборудования, или неожиданной реакции на препарат.

Как быть, если вы столкнулись с врачебной ошибкой? Большинство из нас готовы смириться и промолчать. Но один народный артист, обнаружив, что стоматолог выдрал ему соседний с больным зуб, дал медику в челюсть. Выяснение обстоятельств врачебной ошибки происходило в ближайшем отделении милиции...

Наши суды вообще неохотно рассматривают подобные дела. Да и взыскание судьи накладывают, как правило, не на конкретного врача, а на медицинское учреждение, в то время как во всем цивилизованном мире наказывают того, кто виноват, - взыскивают с проштрафившегося врача. Средняя компенсация пациенту - сто тысяч долларов (нередки и миллионные суммы).

У этой проблемы, как и у любой другой, есть обратная сторона. Если в случае медицинской неудачи всю ответственность возлагать на медика, нас некому будет лечить. Кто рискнет взять в руки скальпель, если за спиной маячит судья, готовый выписать иск на сумму с пятью или шестью нулями? Истина, как водится, посередине. Дело за тем, чтобы отыскать ее и наконец юридически оформить.

Что понимать под медицинскими ошибками

С адвокатом Анатолием СИМОНОВЫМ беседует наш корреспондент Лилия МАТОНИНА

- КАК определить, достаточно ли квалифицированно действовал врач?

- Для этого часто привлекают медицинских экспертов, которые, исходя из фактов истории болезни пациента, пояснят, как бы действовал в данной ситуации врач соответствующей квалификации. Вместе с тем нет особой необходимости в экспертном мнении при исключительных обстоятельствах, когда, например, хирург по явному недосмотру оставил свой инструмент в теле больного после операции. В этом случае небрежность в действиях врача налицо.

- Кстати, об операциях. Следует ли считать врачебной ошибкой операцию, проведение которой не было продиктовано необходимостью?

- Не всегда, поскольку понятие "необходимость" с трудом поддается определению. Выбор метода лечения диктуется профессиональным мнением врача, и вполне допустимо, что разные врачи расходятся во мнении о необходимости того или иного хирургического вмешательства. Если выполняемая операция отвечает нормам медицинской практики и если больной дал согласие на нее после обсуждения вопроса с хирургом, то предположение, что какой-либо другой врач вместо этой операции избрал бы иной способ лечения, не ведет к заключению о том, что хирург, избравший операцию, допустил небрежность. В иной ситуации, когда, например, отсутствуют какие-либо серьезные медицинские основания для данной операции, когда врач действует, исходя из небрежно поставленного диагноза, или когда он руководствуется единственно целью денежной компенсации, ответственность ложится на плечи медика.

- Является ли сам по себе ошибочный диагноз основанием для правовой ответственности?

- Далеко не всегда. У врача нет правовых обязательств не совершать ошибок или гарантировать успех лечения. Тем не менее он может нести ответственность за неправильный диагноз, например, вследствие недостаточно внимательного ознакомления с историей болезни, незнания основных симптомов или небрежных выводов из результатов предварительных анализов. Вместе с тем, допустим, врач поставил неверный диагноз болезни, но никак не усугубил состояние больного с помощью неправильного лечения. Тем самым он не нанес ущерба здоровью пациента и не может нести правовой ответственности. Напротив, если в результате неверной диагностики пациент, поверив врачу, вообще отказался от мыслей о лечении, а его состояние тем временем ухудшилось, в этом можно винить врача.

- Нужна ли помощь адвоката в случае врачебной ошибки?

- Да. Без адвоката здесь не обойтись, поскольку неспециалисту в области права трудно решить, имеются ли у него основания для возбуждения дела. Врачебные ошибки относятся к наиболее сложным с юридической точки зрения случаям телесных повреждений. Кроме того, в отличие от других случаев телесных повреждений, которые чаще разрешаются мировым путем, споры о врачебных ошибках редко обходятся без суда. Это связано с тем, что врач или медперсонал больницы, которым предъявлены претензии, редко когда признают собственные промахи или дают показания против коллеги.

Хочу подать в суд на врача!

ВИКТОР Косов, врач-хирург одной из московских поликлиник, считает, что можно подать в суд исковое заявление, указав, какой вред, в каком размере, по чьей вине был причинен, а также размер желаемой компенсации. Изложенные факты желательно подтвердить приложением документов - результаты экспертизы, документы, подтверждающие ваши материальные затраты, определяющие размер ущерба, и т. п. Дело будет рассмотрено, при этом, естественно, во внимание будут приняты и контраргументы другой стороны, возможно, будет назначена повторная экспертиза. Однако данный способ урегулирования претензий можно порекомендовать, только когда исчерпаны все остальные возможности - это сложный и очень длительный процесс. Лучше начать с того, чтобы попросить вашу страховую компанию провести экспертизу. Возможно, уже на этом этапе либо вы откажетесь от своих претензий, либо врач добровольно признает свою вину, и при посредничестве компании вы сможете договориться самостоятельно - это дешевле и гораздо быстрее. Учтите, что другая сторона (врач или медучреждение) вполне может привлечь квалифицированного адвоката, спорить с которым в суде непрофессионалу будет очень сложно.

Могу ли я выиграть процесс?

ТЕРМИН "врачебная ошибка" употребляется лишь в медицинской литературе и практике. В Уголовном кодексе этот термин отсутствует. В справочнике для юристов "Судебно-медицинская экспертиза" (Москва, "Юридическая литература", 1985) можно прочитать следующее: "Врачебными ошибками считают вытекающее из определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества; при этих действиях врача полностью исключен умысел. Врачебные ошибки могут быть диагностические (нераспознавание или ошибочное распознавание болезни), тактические (неправильное определение показаний к операции, ошибочный выбор объема операции); технические (неправильное использование медицинской техники, применение несоответствующих медикаментов)".

Несчастный случай в медицинской практике предусматривает неблагоприятный исход лечения, операции или иного врачебного вмешательства, когда врач был не в состоянии предвидеть несчастье, несмотря на добросовестное отношение к своим служебным обязанностям.

К категории таких случайных исходов врачебного вмешательства могут быть отнесены смертельные исходы от наркоза в случаях, когда наркоз давался по всем правилам и требованиям медицинской науки, а смерть явилась результатом особого состояния организма, выявить которое в отдельных случаях медицинская наука не в силах. Поэтому врачебные ошибки и несчастные случаи уголовно ненаказуемы.

Проблема медицинских ошибок вообще и врачебных ошибок при лекарственной терапии в частности до настоящего времени в России практически не изучалась. Медицинские работники и руководители лечебно-профилактических учреждений стараются избегать обсуждения данной темы; она редко находит отражение на страницах медицинской печати. Между тем эта проблема актуальна для нашей страны. В России в отличие от тех же США не ведется общей статистики обращений в суд из-за врачебных ошибок и самих смертей при этих ошибках. И опять же потому, что подчас невозможно доказать, что было ошибкой, а что просто трагической случайностью.

Смотрите также: