Дайте нам спокойно умереть...

   
   

Сегодня, в преддверии Дня защитника Отечества, мы еще раз поведем разговор о людях военных: о тех, кто защитил нашу Родину в ныне уже далекие и не всем памятные годы, и о тех, кто с достоинством выполнил свой воинский долг в нынешнее, как считается, мирное время. Собеседник нашего корреспондента - председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы генерал армии Владимир ГОВОРОВ.

Нас осталось мало: мы да наша боль...

- ВЛАДИМИР Леонидович, ваша организация не так давно стала называться так, как она сейчас называется. Поэтому давайте поговорим отдельно о ветеранах Великой Отечественной войны и о ветеранах военной службы. Итак, как, по вашему мнению, сегодня живут ветераны Великой Отечественной?

- На этот вопрос трудно однозначно ответить: все зависит от регионов. Их руководители по-разному помогают ветеранам: одни - больше, другие - меньше. Но в целом, я считаю, положение ветеранов очень тяжелое. Прежде всего волнуют людей, и это естественно, социальные вопросы. Вот когда был Советский комитет ветеранов войны, его основным направлением была международная деятельность, тогда мы все за мир во всем мире боролись. Сейчас же наша главная забота - социальная защита ветеранов. Сегодня средний возраст ветеранов Великой Отечественной - где-то 80 - 90 лет. Последний призыв - 1926 год. Им сегодня 77 лет. Это самые молодые фронтовики. И все эти люди потихоньку уходят. Если в день празднования 50-летия нашей Победы в России было примерно 2 миллиона 200 тысяч фронтовиков, то сейчас их меньше миллиона. И неизвестно, сколько из них доживут до следующего юбилея - 60-летия Победы.

- Вот вы сказали, что положение ветеранов войны очень тяжелое, и назвали цифру - около миллиона. Согласитесь, что это не очень большая часть от многомиллионного населения России. Так почему же этим людям не помочь, в особенности учитывая их заслуги?

- Это вопрос не ко мне. Задайте его правительству. Честно говоря, мне на эту тему не очень хочется разговаривать. Когда наступают праздники, мы только и слышим: ах, дорогие ветераны... вы для нас... мы для вас... И гвоздики традиционные... Но праздники-то не каждый день случаются...

- Это понятно. И все-таки какая самая важная проблема, на ваш взгляд, сегодня у ветеранов войны?

- Видите ли, ветераны войны обеспечены по-разному, у всех по-разному сложилась судьба: кто-то был офицером, кто-то - солдатом, отсюда, скажем, и пенсии разные...

- А сколько в среднем составляет пенсия фронтовика?

- Около 3-4 тысяч рублей.

- Негусто... И это, по-вашему, самая главная их проблема?

- В общем, да. Но есть еще одна - это медицинская помощь. Понятно почему - возраст, в котором вылезают все болячки, последствия ранений, стрессовые ситуации и так далее... Лекарства сейчас ужасно дороги. Правительство оплачивает только 15 процентов их стоимости, хотя по закону они должны быть бесплатными. Это очень серьезная проблема. Ну, еще кое-где стоит вопрос о жилье, но это вопрос очень частный, потому что фронтовики сегодня жильем обеспечены практически на сто процентов.

Где крыша дома моего?

- ТЕПЕРЬ - вторая часть вашего контингента. Это ветераны военной службы. У них какие проблемы?

- В принципе пенсии у них более или менее нормальные. Хотя само слово "пенсия" в нашей стране вызывает у меня не самые лучшие эмоции.

- У меня тоже. Но все-таки о проблемах.

- Самое главное для ветеранов военной службы - это квартирный вопрос. По некоторым данным, 220 тысяч офицеров в России - бесквартирные: те, кто в строю, и те, кто уже не в строю... В следующем году власти пообещали построить 20 тысяч квартир для военнослужащих. Прекрасно. Но это всего-навсего 10 процентов. А остальные?.. Кстати, как вы понимаете, число бесквартирных офицеров (прежде всего военных пенсионеров) с каждым днем увеличивается... Что бы сейчас ни говорили о Советской власти, но в то время было незыблемое правило: кто бы где бы ни строил - десять процентов жилья отдавалось военнослужащим. Вторая проблема у ветеранов военной службы - это трудоустройство. Непонятно почему. Ведь наши офицеры - специалисты высочайшего класса практически во всех областях науки и техники. Плюс они люди дисциплинированные, что в нашей сегодняшней жизни ой как много значит. Однако зачастую на работу их не берут. Не понимаю я этого.

Похоже, надеяться не на кого

- КАРТИНУ вы, Владимир Леонидович, нарисовали, скажем мягко, неутешительную. А что же, ваш комитет ничем ветеранам помочь не может?

- Мы можем оказать небольшую материальную помощь и конкретным людям, и отдельным региональным ветеранским комитетам...

- У вас для этого есть деньги?

- Есть... Если я поклянчу...

- У кого?

- У некоторых олигархов. Лужков помогает.

- Ну а официально вам никто материально не помогает?

- Нет...

- А вы когда-нибудь во властных структурах поднимали этот вопрос?

- Разумеется, и не раз. Однажды меня пригласил президент, мы очень тепло поговорили, я рассказал ему о наших заботах, он тут же, при мне, позвонил Касьянову, попросил выделить для комитета определенную сумму...

- И что?

- И ничего. Я потом позвонил премьер-министру, а он мне сказал: у меня нет документа... Ну нет и нет. Денег тоже нет. Меня в этой ситуации еще одно смущает. Я - человек военный. Я знаю, что такое приказ. Получил - выполняй! А уж потом, после того как его выполнил, можешь (что нежелательно) его обсуждать. Короче, не получили мы денег.

- Сейчас начала работать вновь избранная Дума. Кто эти люди, вам известно. Как вы полагаете, могут они помочь ветеранам?

- Думаю, что да. Я лично знаю многих из тех, кто вошел в состав новой Думы, они понимают, что армию и военных пенсионеров надо защищать.

- Вам не кажутся смешными эти слова - "армию надо защищать"?

- Кажутся. Но это реалии нашей жизни.

- Как вы полагаете, что новая Дума должна и обязана сделать для ветеранов войны и военной службы?

- Прежде всего она должна добиться, чтобы выполнялся общеизвестный закон о ветеранах. Документ-то прекрасный, правильный, но... не выполняется в полном объеме. Второе: мне бы очень хотелось, чтобы Дума поддержала ветеранов морально, то есть восстановила престиж и военной службы, и тех, кто Родину защитил в свое время. Ну прикиньте, могла бы сейчас существовать наша Россия, если бы не фронтовики? И еще одно: надо отменить все льготы.

- Не понял...

- А здесь все понятно. Я по роду своей деятельности побывал во многих странах. Там нет льгот для военных пенсионеров. По одной простой причине: их пенсия настолько велика, что никакие льготы не требуются. Им на все хватает. Для нас, увы, это только мечты.

- Вот вы называли размер нынешней пенсии фронтовиков. Это слезы. А каким он должен быть по вашим представлениям?

- Не меньше 10 тысяч рублей.

- Итак, власти ветеранов, получается, не уважают. А народ?

- Знаете, я объездил практически всю страну и заявляю со всей ответственностью: народ относится к ветеранам с глубочайшим уважением... В особенности люди немолодые.

- А молодежь?

- Молодежь... Многие вообще не знают о той войне... Кто-то не хочет знать... Я не осуждаю, нет. Надо просто рассказывать людям о том, как это было. А в принципе я так думаю: ребята, мы свое дело сделали, это стоило нам дорого. Теперь ваша очередь. Родина-то у нас одна...

Крик души

- СКОРО наша страна будет отмечать 60-летие Великой Победы. Какая роль в этом Комитета ветеранов?

- Президент утвердил план подготовки к этой дате. У нас есть и свой план. Беда только в том, что он финансово не обеспечен. А вообще-то если говорить о победителях, то лучше говорить их словами. Давайте я прочту вам несколько строк из писем, которые приходят в адрес комитета.

- Наша газета тоже получает массу писем от ветеранов войны...

- И прекрасно... Но все-таки я прочту...

"Не нужны нам ни ордена, ни медали, дайте нам спокойно умереть... Как победителям". Дальше: "...это будет наш последний парад в честь 60-летия Победы. Не только для нас - для детей, для внуков. Когда состоится этот праздник, многим из нас уже не будут нужны никакие льготы, привилегии, награды... Нас уже просто не будет. И потому нам хочется хотя бы эти последние годы жить спокойно и обеспеченно..."

- Владимир Леонидович, все это очень грустно. Как же дальше жить ветеранам?

- Надеждами...

Смотрите также: