Негаснущий свет Валаама. Спасо-Преображенский монастырь

   
   

ЭТО красивое название в советские годы ассоциировалось почти исключительно лишь с дивной, незабываемой природой. Среди ленинградской интеллигенции считалось хорошим тоном в погожий денек прокатиться теплоходом по Ладоге да побродить по островам Валаамского архипелага, полюбоваться живописными ландшафтами, запечатленными в пейзажах Шишкина, Куинджи, Клодта...

Редко кто тогда задумывался, что загаженные храмы, ободранные до голых стен, некогда имели совсем иной вид и по несколько раз в день здесь шли прекрасные церковные службы; в аскетичной келье еще недавно вел мысленный разговор с Господом подвижник-инок, в мудреном древнеславянском слоге православных молитв, канонов, акафистов обретавший высокий смысл своей затворнической жизни...

Отсюда блеснула на Руси "первая искра христианства"?

МОНАСТЫРЬ на Валааме считается одной из древнейших обителей России. В дохристианские времена на островах Ладоги местные племена отправляли языческие культы - археологи обнаруживают следы древних капищ. Кстати, само слово "Валаам" филологи связывают со славянским языческим божеством Велесом, который имел "двойника" в карело-финской мифологии - Ваала.

Апостол Андрей Первозванный в I веке н. э., просвещая народы Восточной Европы в путешествии из Причерноморья на Север по землям, на которых впоследствии сложилось Русское государство, доплыл, как утверждалось в летописи, и до Валаама. Здесь он, говорит церковное предание, низверг языческих идолов, воздвиг каменный крест и предрек великое будущее островного архипелага на Ладоге, которое должно наступить с основанием святой обители.

Согласно тем же летописным источникам, первый здешний пустынножитель преподобный Сергий Валаамский был одним из ближайших учеников апостола Андрея. Считается, что он родом из Греции и владел ремеслом "изобразителя", то есть иконописца.

В житии св. Авраамия Ростовского (время его жизни точно неизвестно, современные авторы датируют его промежутком конца XI - начала XIII века), начинавшего свой подвижнический путь валаамским монахом, утверждается, что в 960 году, то есть за 28 лет до официальной даты Крещения Руси, на Валааме существовал монастырь, настоятелем которого был игумен Феоктист. Преподобный Авраамий Ростовский - просветитель Ростова происходил из язычников, крещенных Феоктистом. Отсюда, с Валаама, увидев свет истинной веры, отправился Авраамий на юг - сокрушать идолов и утверждать христианство, и, достигнув озера Неро близ Ростова - основал Авраамиев монастырь. Таким образом, заключает историк православия XIX столетия А. Н. Муравьев, на Руси "первая искра христианства блеснула с Валаама, и остров сей был рассадником пустынножителей в полунощной стране"...

Что касается роли в то далекое время "Северного Афона", как прозвали позднее обитель на Ладоге, как не вспомнить, что через валаамское послушание в конце XIV - первой половине XV веков прошел целый сонм угодников Божиих, давших начало многим знаменитым монастырям: Савватий Соловецкий, вместе с преподобным Зосимой первым высадившийся на пустынный остров в Белом море; инок Геннадий, основавший Усть-Шехонский монастырь на реке Шексне; святитель Корнилий, создавший Палеостровский монастырь на острове в Онежском озере.

"Многие пакости"

ПЕРВОНАЧАЛЬНИКИ обители начали жительство на одном из небольших островков с восточной стороны Валаама, который получил название Святого или острова преподобного Александра Свирского (в честь жившего в одной из пещер подвижника XVI века).

Но, водрузив крест и начав строить церковь во имя Преображения Господня, Сергий Валаамский и его собратья-монахи возбудили ненависть к себе местных язычников-карелов. "Живущая же на большом острове чудь (то есть карелы. - А. П.) сильно ярилась на тех святых старцев, - говорится в Сказании, - насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости".

Надо заметить, что "многие пакости" были уготованы Валаамской обители самой судьбой. Расположившись близ границы владений Великого Новгорода и Швеции, она неоднократно разорялась шведами. Церковные предания утверждают, что это происходило и в XII, и в XIII веках, и позднее.

Кстати, среди достопримечательностей Валаама паломникам в прежние времена показывали могилу схимника Григория на Малом кладбище монастыря. Под этим именем здесь похоронен, как считалось веками, шведский король Магнус II Смек. Когда в конце XIV века он вел с новгородцами войну, на Ладоге однажды поднялась страшная буря и разметала скандинавские корабли-дракары. Из шведского воинства якобы спасся лишь один король - уцепившегося за корабельную доску, его выбросило на берег Валаама. Пораженный чудесным спасением, он принял православие, постригся в валаамские монахи и через три дня скончался, завещав своим соплеменникам никогда больше не воевать с Русью.

Увы, завет его не соблюдался, ведь вплоть до начала XIX века прошла еще длинная череда русско-шведских войн, которые оборачивались для Спасо-Преображенского монастыря тяжкими испытаниями. Так, шведы напали на Валаам 20 февраля 1578 года. Игумен Макарий с братией (18 старцев и 16 послушников) были изрублены мечами. Затем последовали губительный пожар и эпидемия моровой язвы (чумы), которые привели к запустению "честной и славной лавры", как величали Валаам на рубеже XV - XVI веков, когда он достиг своего наивысшего расцвета в допетровское время, став крупнейшим центром книгописания и духовного просвещения Московского государства.

После заключения мира со Швецией в 1595 году земли Новгорода были возвращены России. Заботами царей Федора Ивановича и Бориса Годунова Валаамская обитель возродилась, но ненадолго. В 1611 году шведский полководец Делагарди снова вступил в наши северные пределы. Высадившись на Валааме, его рейтары все предали огню и мечу. В этой кровавой вакханалии погибли не только многие монахи. Были сожжены ценнейшая библиотека рукописных книг, архив уникальных документов по ранней истории монастыря. Оставшиеся в живых иноки Валаама и соседнего Коневца, подняв мощи своих чудотворцев, вынуждены были бежать в Старую Ладогу, где обосновались на целое столетие...

Победы в Северной войне 1700 - 1721 годов возвратили России северо-западные отчины, названные Петром I Ингерманландией. Указ о возобновлении Валаамской обители государь подписал еще в 1715 году. Спустя 4 года над мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских был освящен заново отстроенный Преображенский храм, через 10 лет к нему добавилась Успенская трапезная церковь.

Но пожары 1748, 1750 и 1754 годов снова уничтожили деревянный монастырь дотла. После этих бед монашеская жизнь еле теплилась: остался на Валааме всего десяток иноков. Здесь явно не хватало доброго пастыря...

"О себе рассуждать и себя осуждать"

НОВЫЙ расцвет Валаама связан с именем иеромонаха Назария (в миру Кондратьев), старца-подвижника, которого митрополит Гавриил специально вызвал из Саровской пустыни, чтобы возродить древнюю ладожскую обитель. Назарий ввел на Валааме Саровский устав, по которому начал устраивать всю жизнь обители. Хранить душевную тишину и телесное безмолвие, "о себе рассуждать и себя осуждать" - этому учил мудрый настоятель.

В 1794 году он благословил шестерых валаамских и двух коневских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) совершить далекое путешествие на Аляску, чтобы образовать там Православную миссию. Одного из этих миссионеров, принявшего мученическую кончину иеромонаха Ювеналия, Американская православная церковь впоследствии причислила к лику святых, а другого, преподобного Германа, крещенные им алеуты еще при жизни стали почитать как святого...

При Назарии началось на Валааме и большое каменное строительство. Самым великолепным строением стала при нем 38-метровая колокольня, с которой открывается весь покрытый лесом остров. Колокола же для ее звонницы (числом 13) отливали сами монахи. Только главный, названный в честь Андрея Первозванного и весивший 1000 пудов, привезли из Петербурга.

Ступень к небу

В СЕРЕДИНЕ XIX столетия, при игумене Дамаскине (Кононове), который был наделен талантами и архитектора, и агронома, и писателя, состоял в переписке с выдающимися современниками (причем не только духовного звания), монастырь достиг высочайшего расцвета и небывалой популярности. Открытое в 1845 году пароходное сообщение с Петербургом позволило увидеть Валаам тысячам паломников, если перечислить, среди них окажутся едва ли не все светила отечественной культуры.

Церковные службы звучали здесь, по отзывам современников, особенно волнующе. Но в обители было на что посмотреть и в перерывах между службами. Диковинками считались, например, устроенный иеромонахом Ионафаном (в прошлом петербургским слесарем) водоподъемник, с помощью которого вода из Ладоги поднималась на 80-метровую высоту, поступая во все жилые и хозяйственные постройки, в огромный яблоневый сад, молочная ферма и мельница... Чего только не выращивали и не производили на Валааме! Гордостью отца Дамаскина были вызревавшие в парниках арбузы, вкусом не хуже астраханских, медовые дыни, тыквы по три пуда весом... Богомольцы увозили на память чудесные лаковые шкатулки с видами Валаама, расписные ложки, дивные иконы и даже писанные акварелью и маслом пейзажи.

В коротком очерке всех рукотворных валаамских чудес, созданных талантливыми иноками, не перечислить, да и нет в том нужды. Важнее сказать о другом: все, что делалось здесь, делалось не ради коммерческих интересов (хотя и умение хозяйствовать для монахов не было лишним), но во славу Божию, а потому и отблеск высшей благодати освещал валаамские начинания... Не случайно живший в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов), обращаясь к братии и паломникам Спасо-Преображенского монастыря, сказал: "Валаам сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая".

"Освящена подвигом, молитвой и трудом"

ПОСЛЕ Октябрьской революции 1917 года Валаамский архипелаг оказался на территории Финляндии, что позволило обители сохраниться. Спасо-Преображенский монастырь стал центром духовной жизни русского зарубежья. Ежегодно здесь происходили съезды духовенства, сюда приезжали писатели и поэты, тут принимали монашеский постриг представители высшей аристократии, такие, как князь Алексей Мещерский и фрейлина последней русской императрицы Анна Вырубова...

советской же печати того времени Валаамский монастырь называли не иначе, как "осиное гнездо контрреволюции". Может быть, поэтому в ходе "незнаменитой" советско-финляндской войны дважды, 2 и 4 февраля 1940 года, краснозвездная авиация подвергала его варварским массированным бомбардировкам. 18 марта опустевший и полуразрушенный Валаам был передан советскому командованию. Никого из монахов здесь уже не было. В бывшей усадьбе в финском местечке Папинниеми дали они жизнь новой обители - Ново-Валаамской, что действует и поныне.

А Спасо-Преображенский монастырь долгие годы опять был обречен на забвение. В неразбитых его строениях размещалась то школа юнг Балтфлота, то совхоз. В Воскресенском скиту устроили туристическую базу... Поэтому из двух десятков монастырских скитов этот уцелел лучше всего, остальные же, не признанные богоборческой властью даже как памятники истории и культуры, разбирались на кирпич, а деревянные использовались окрестными лиходеями как легкодоступное топливо...

Но в сентябре 1989 года Совет Министров Карелии наконец решился большую часть Спасо-Преображенского монастыря возвратить церкви. Ныне здесь молятся и работают над возрождением обители свыше 100 человек братии. Монастырь пользуется особым покровительством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который является его священноигуменом. "Каждая пядь этой земли освящена подвигом, молитвой и трудом", - сказал о Валааме Его Святейшество. В неоспоримости этой оценки убеждаются и паломники, которых год от года на Ладоге все больше.

Смотрите также: