Слепые прозревают, парализованные встают, одержимые избавляются...

   
   

Мы часто слышим о чудесах. Но по своему неверию или сомнению гоним от себя знания духовного мира, полагая, что все это выдумка, фантазии или просто совпадения.

Подобные чувства были и у меня, пока я своими глазами не убедилась в явлении чудес исцеления на святых местах, куда я приезжала в надежде все увидеть и "потрогать своими руками".

Особенно знаменит чудесными исцелениями и изгнаниями "злого духа" источник Евфросинии Колюпановской, что находится недалеко от монастыря под городом Алексином, в селе Колюпаново, в лесу, в глубоком овраге. На утренней заре туда спускаются пить воду лани и слетаются дивной красоты лесные птицы. Вода в источнике необыкновенно холодная, но всегда одной температуры, не замерзает даже в самые лютые морозы. В этот источник положено окунаться с головой не менее трех раз, а лучше - семь, тогда любая хворь уходит раз и навсегда. На моих глазах проходили кожные заболевания, а самое поразительное, что святое место исцеляет опухоли, в том числе и злокачественные.

Какова же история происхождения этого дивного источника и почему оно названо в честь блаженной Евфросинии?

"Дура Евфросиния"

ЕВФРОСИНИЯ (в миру Евдокия) была знатного происхождения. Сама о себе она никогда ничего не говорила, но, по воспоминаниям современников, происходила из рода князей Вяземских. Как-то она обмолвилась, что была первой выпускницей Смольного института благородных девиц, поэтому год ее рождения, скорее всего, 1758-59, ведь указ об открытии Смольного института был подписан Екатериной II 5 мая 1764 года, а брали туда девочек шестилетнего возраста.

Приняла она имя Ефросиния, когда решила уйти из мира на подвиг юродства. А до того вращалась в шумном блестящем кругу, была любимой фрейлиной императрицы Екатерины, ее умной собеседницей и другом. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами под влиянием каких-то сокровенных обстоятельств княжна Евдокия решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. И вот в один из летних дней эти три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из самых больших прудов, чтобы этим дать повод думать, что они, купаясь, утонули, переоделись в одежды крестьянок и отправились в странствование. Евфросиния побывала в нескольких монастырях, где несла разного рода послушания, работала на скотном дворе, доила коров. И только поборов в себе все человеческие слабости, пришла она в Москву к митрополиту Платону, открыла перед ним душу и попросила помочь ей укрыться от мира.

Убедившись в искренности ее желания, митрополит благословил ее выбор и под вымышленным именем "дуры Евфросинии" отправил с собственноручным письмом в женский Серпуховской Владычный монастырь. Отсюда и начала она свой великий подвиг юродства Христа ради, который продолжила до самой своей кончины.

"Я хуже собак..."

ЖИЛА она недалеко от обители в тесной избушке, с большим рвением предаваясь служению Богу, неся тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений.

Любовь Господа видела она через все живое, и окружила себя кошками, собаками, курами, индейками. Любимцем ее был ворон, который однажды спас ей жизнь. А дело было так. Кто-то из озорников, издеваясь над "дурочкой", бросил в окно избушки пук горящей соломы, случился пожар. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что шесть недель лежала без движения и ухода. Один ворон не оставил ее: он приносил ей пищу и воду в клюве, выхаживая больную хозяйку.

Ее убогое жилище практически никогда не убиралось, а воздух был настолько тяжел, что однажды навестившая блаженную игуменья спросила: "Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух". На что Евфросиния ответила: "То мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе". Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета). И лишь в лютые морозы надевала она мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей - тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: "Я хуже собак". Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, всегда и во всем себя ограничивая, блаженная не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Она всегда спешила помочь несчастным. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Матушкин колодец

СЛАВИЛАСЬ Евфросиния прозорливостью. Как-то заспорили по дороге в город Серпухов две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго - будут роптать, ни кротко - избалуешь. Заехали к Евфросинии. Блаженная приняла их ласково, беседовала о разных вещах, а потом вдруг обратилась к ним (без всякой связи с предыдущим разговором) и наставительно заметила: "Кротко, кротко. Кротче-то лучше".

Не суждено было старице Евфросинии окончить свой путь в Серпухове. Зависть и злоба людская воздвигли гонение на смиренную подвижницу, и она вынуждена была покинуть свое привычное место. И оказалась матушка на жительстве у помещицы Протопоповой в селе Колюпаново, где и оставалась до самой своей кончины.

Благодаря трудам и свидетельствам духовника блаженной старицы, местного священника отца Павла (Просперова), мы знаем некоторые подробности о подвижнической жизни Евфросинии, ее святости и чудесах.

Чудеса исцеления

ЛЮБИЛА блаженная гулять по окрестностям села Колюпанова, особенно часто ходила в один глубокий овраг с крутыми склонами, поросшими густым лесом. По дну протекал небольшой ручеек, известный под именем речки Прошенки. Здесь Евфросиния уединялась и предавалась горячим молитвам. В сороковых годах девятнадцатого столетия в склоне этого оврага блаженная собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: "Берите воду из моего колодезя и будете здоровыми".

Однажды у соседей заболел ребенок. Матушка пришла нежданная и незванная. Она дала какой-то травы и велела заварить, потом напоить больного настоем. Однако няня ребенка подумала: "Что это она? Бог знает, какой травы дает, и велит поить его". "Что тебе за дело, - обратилась к ней старица, - какой я травы даю?! Может, я с печи сору дам - вы должны принимать!", - и ушла. Отец ребенка не пожелал исполнить приказание блаженной, а пригласил врача, по рецепту которого ребенку купили лекарство. Однако младенец умирал, это было совершенно очевидно... Отец в отчаянии отправился к матушке просить прощения, встал на колени и со слезами на глазах ее молил. Старица сделала выговор, но все же приказала поить мальчика тем самым настоем. И он буквально вернулся с того света, как только этот настой влили ему в рот, только еще долго не мог ходить. Блаженная Евфросиния и в этом помогла ребенку. Она приказала поставить его на ноги, сделала над ним крестное знамение и, коснувшись рукой головы, как бы оттолкнула от себя, сказав: "Ну, ступай!" - и он пошел.

"Евфросиния неведомая..."

СОВЕРШЕНСТВУЯСЬ в подвигах самоотречения, старица Евфросиния самоотверженно служила Богу и ближним. Телесные силы ее ослабевали. За три недели до кончины старица вышла на крыльцо и вдруг увидела двух ангелов в белых одеждах, вышедших из церкви и воскликнула: "Они зовут меня к себе: "Евфросиньюшка! Пора, пора тебе к нам!"

Такое видение было трижды в одно и то же время по воскресеньям, а в следующее воскресенье она тихо и безмятежно скончалась. Было ей около 100 лет.

Согласно завещанию покойной положена она была в монашеской одежде, в руках - кипарисовый крест и четки. При погребении было громадное стечение народа. Блаженная лежала, как живая, от гроба исходило благоухание, на лице отражалось неземное блаженство. Отлили чугунную плиту, но что написать на ней? Тогда отец Павел отправился в Москву к митрополиту Филарету. Мудрый архипастырь, не желая открывать тайну святой, посоветовал так: "Напишите - Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бо, да премудрая посрамит". Эти слова, с присоединением "скончалась июля 3 дня 1855 года" были начертаны на плите. Очевидцы говорят, что во время литургии над матушкиной гробницей часто загорается свеча. Удивленные прихожане спрашивают: "Кто же это зажег свечу?" - "Она, голубушка, так всегда, нет-нет, да и зажжется сама, а потом сама же и потухнет и пропадет". Заботами местных жителей и почитателей старицы была построена часовня-навес над святым источником, а потом на ее месте сооружена деревянная часовня, крытая железом и при ней купальня. Нескончаемые потоки людей в надежде получить помощь и исцеление устремляются к святому "матушкиному колодцу".

И чудеса свершаются: слепые прозревают, парализованные встают, одержимые избавляются. Множество записанных и рассказанных свидетельств передаются из уст в уста. Будем же и мы надеяться, что тропы познания духовных ценностей приведут нас и к этому источнику, и к другим святым местам...

Смотрите также: