Интеллектуальная актриса

   
   

Алла ДЕМИДОВА, народная артистка России, лаурет Государственной премии и Премии Президента России является одной из самых своеобразных актрис нашего времени.

Не взяли в артисты - идем в экономисты

РОДИЛАСЬ Алла в середине 30 годов в семье, которая была абсолютно далека от искусства. Мать ее работала лаборантом на кафедре экономики Московского государственного университета, отец - простой служащий.

Ничего значительного в своем детстве, ни особенно радостного, ни чего-то действительно горестного, Алла не помнит. Она была окружена заботой и любовью в семье, но в школе училась более чем средне, с детства росла отстраненной и не очень общительной девочкой. Возможно, повлиял на это следующий случай: однажды она играла с детьми в классики неподалеку от дома, на набережной Яузы, и ребята вдруг ни с того ни с сего схватили ее за руки и за ноги и начали раскачивать над водой, угрожая бросить в реку.

- Пережитый страх, - вспоминает Алла Сергеевна, - даже не страх, а ужас навсегда врезался в память. На всю жизнь осталось тягостное недоумение: откуда в людях столько жестокости, почему? Со временем я узнала, что не одну меня мучает этот вопрос.

Иногда мне кажется, что именно тот мимолетный ужас, который я испытала над темной водой Яузы, родил во мне какое-то инстинктивное недоверие к людям, которое я так и не смогла никогда окончательно преодолеть. Я настолько свыклась с настороженностью к незнакомым, что это стало свойством моего характера.

Окончив школу, Алла Демидова подала документы в Щукинское театральное училище, но ее не приняли.

- Сражаться с обстоятельствами моему характеру не свойственно, - говорит Алла. - Мне привычнее и удобнее плыть по течению, и хотя многие мне говорили, что нужно поступать еще раз, я отдалась течению жизни, и оно принесло меня с помощью мамы на экономический факультет МГУ.

Дебют

- УЧИЛАСЬ я неплохо, лучше чем в школе, многие предметы, особенно политэкономия, меня увлекали, но все-таки зароненное в мою душу еще в школьном драмкружке зерно любви к театру в конце концов привело меня в студенческий театр МГУ. Организовали эту театральную студию известный драматург Алексей Арбузов и не менее известный театральный режиссер Валентин Плучек. Однако вскоре Плучек ушел главным режиссером в Театр сатиры, а Арбузов вплотную занялся драматургией. В театр пришел Сергей Юткевич, мэтр советского кинематографа еще с середины двадцатых годов. Привел он с собой и молодого актера Ролана Быкова, низкорослого худенького паренька, который рьяно взялся за дело со всей мощью своего таланта и поставил на сцене студенческого театра пьесу чешского драматурга Павла Когоута "Такая любовь". Пьеса была очень далека от привычного нам тогда стиля соцреализма и вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Там я получила первую свою роль, но не главную - главную исполняла Ия Саввина, студентка факультета журналистики.

На спектакль ходила, что называется, "вся Москва". И пьеса была необычна хотя бы непохожестью на советские соцреалистические штампы, и играли студенты талантливо и вдохновенно.

- А вскоре и Быкова, и Юткевича заслонили Владимир Ворошилов, который впоследствии прославился на телевидении своей передачей "Что? Где? Когда?", и драматург Михаил Шатров. Вместе они уговорили меня и некоторых других студентов-любителей (к тому времени мы уже окончили свои факультеты) пойти в организованную ими студию при Театре ленинского комсомола. Отношения у меня с ними совершенно не сложились, и очень быстро меня уволили за "профнепригодность".

Первый успех и его последствия