Примерное время чтения: 5 минут
182

ИМЯ В ИСКУССТВЕ. Крутой маршрут Галины Волчек

ТЕПЕРЬ можно сказать без преувеличения, что Волчек совершила подвиг, удержав "Современник", сохранив его правила жизни, его принципы, его внутреннюю атмосферу чудом уцелевшей интеллигентности. Да, и при ней уходили актеры. Только-только она возглавила театр, осмотрелась, как покинули театр Т. Лаврова, А. Вертинская, Е. Васильева, К. Райкин, замечательный артист Ю. Богатырев, ныне уже покойный. Оказалось, что друзей меньше, чем можно было ожидать. Вокруг - сдержанное злорадство, а критики и зрители уже находили себе новых кумиров. Истовая правдивость, на которой был построен театр, уходила, в моду входили нарочитая условность и первые авангардистские эксперименты. Рядом расцветал театр Анатолия Эфроса, блистали сенсационные спектакли Театра на Таганке. Волчек предстояло самой защищать себя и свой театр.

В начале ее режиссерского "правления" директором был Олег Табаков. Они вместе пережили начало "Современника", конец 50-х и 60-е годы. Табаков был рядом всегда, не сразу в их отношения вкрались стойкие и поначалу скрытые напряжение и внутренние преграды. Разрыв мог произойти в любую минуту. Табаков, как художник, был больше занят своей судьбой, он начал преподавать, набрал свой курс, мечтал о собственном театре. Отношения с Волчек становились ему тягостны, и он ушел. Теперь у энергичного и делового Олега Павловича свой театр, он руководит Школой-студией, играет во МХАТе имени Чехова, занят каждую секунду, но в своем театре он время от времени возвращается к репертуару, который когда-то составлял открытие "Современника".

Так сложилось, что разрывы преследовали Волчек. С болью в душе она шла на них во имя театра, который составляет смысл ее жизни. Но все "разрывы", вместе взятые, не стоят ничего по сравнению с главным "разрывом" ее жизни - с Ефремовым. Она и сегодня называет его своим учителем, человеком, который создал ее и "Современник".

Волчек раньше, чем Ефремова, потянула к себе классика: Гончаров, Горький, Чехов, в начале 90-х - Леонид Андреев. Сейчас она репетирует "Анфису", психологическую мелодраму, которую не ставили в Москве с дореволюционных времен. Это не значит, что режиссер изменила своим старым привязанностям. Ее, как и прежде, манит новизна и современность, и она любит повторять: "Мы должны помнить, что на фронтоне театра написано "Современник".

Сколько споров вызывали ее постановки чеховских пьес?! Особенно "Три сестры", резкие, демонстративно надорванные. Волчек решила их показать в Сиэтле во время гастролей "Современника" в США летом 1990 года.

"Публика взрывается, и овации на каждом спектакле "Трех сестер" объяснимы: сила игры, ясность смысла, оригинальность трактовки. Спектакль - свидетельство того, чего нам не хватает и в чем мы нуждаемся, пример того, чего достигает труппа, годами работая вместе", - писал журнал "Американский театр".

У нас же особенно много было ядовитых насмешек над тем, что актрисы играли "Вишневый сад" в туалетах "от Славы Зайцева. При этом проходили мимо сильной, умной, жесткой Ани, которую по-новому сыграла Марина Неелова, ставшая одной из самых замечательных советских актрис и раскрывшая свой талант в спектаклях Волчек.

Волчек удивительно работает с актрисами. Молодая Елена Яковлева талантливо сыграла свою героиню в пьесе Н. Коля ды "Мурлин Мурло". Волчек проработала с ней всю партитуру роли. А если вспомнить Екатерину Васильеву, когда-то пронзительно сыгравшую в пьесе Рощина "Валентин и Валентина" роль Жени, выстроенную Волчек до кончиков пальцев. Когда Валерий Фокин только пришел в "Современник" после окончания Вахтанговского училища, ему поручили ставить рощинскую пьесу. Спектакль не получался. Волчек пришлось вступить в репетиционный период и довести его до конца. Но афишу она не подписала" в истории театра "Валентин и Валентина" так и остался спектаклем Фокина.

В своем театре Волчек играла очень мало: Грачиха в спектакле "Вез креста" еще в 1966 г. мать в замечательном спектакле Олега Ефремова "Назначение" Володина, потом была мисс Амелия в "Балладе о невеселом кабачке", Анна Андреевна в "Ревизоре", Марта в "Кто боится Вирджинии Вульф?". Но истинное призвание Волчек - режиссура.

Она живет конфликтно, ощущая конфликты в природе, в людях, отдельных судьбах. Она бывает дерзкой и нетерпимой, если порывает, то надолго, чаще навсегда, если любит - то преданно и бескорыстно.

Спектакль "Крутой маршрут" по роману Евгении Гинзбург - событие, обозначившее веху в истории "Современника", В США или в родной Москве, на гастролях в ФРГ - везде люди кричат после окончания "браво", "спасибо". Кто-то плачет, кто-то сидит с опущенной головой, не в силах подняться.

Ее талант и энергия питают театр уже много лет. Странно, но ее никогда не тянет назад, в годы молодости. Она изменила себя, само выражение лица, выработала свой стиль, элегантный, подтянутый, истребила в себе все, что не соответствует ее представлению, что есть сегодня современная, деловая, элегантная женщина - художник. При этом она твердо знает, что человеку естественно идти по жизни меняясь, поскольку перемены - закон самой жизни, а это помогает ей держать в напряжении себя и всех вокруг, чтобы "Современник" сохранял свое положение, чтобы театр и продолжал разговор о людях в нелегких обстоятельствах, и находил в обыденности прекрасные черты.

В. ВУЛЬФ, доктор исторических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно