Английский потребительский журнал "Which?" выяснил, что при покупке лекарств большинство делает выбор в пользу широко рекламируемых препаратов. Но журнал напоминает, что главное в лекарстве - это активные вещества, а не броская упаковка или известное имя.
Что такое дженерики?
РАЗРАБОТАВ новый лекарственный препарат, фармацевтическая компания получает на него патент, дающий право только ей продавать препарат в течение определенного срока (обычно 20 лет). Это позволяет фирме компенсировать расходы на создание лекарства. Компания проводит агрессивную рекламу и создает в сознании потребителей узнаваемую торговую марку - бренд. Когда же срок действия патента заканчивается, другие фирмы получают право производить данный препарат под другими названиями. Такие лекарственные средства называются дженериками.
Большинство врачей считают, что лекарства-дженерики так же эффективны, как и патентованные препараты; кроме того, дженерики значительно дешевле.
Имя - это сила
ЕСЛИ дженерики позволяют экономить, то почему же люди покупают дорогие лекарства известных марок? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, журнал опросил 100 человек. Каждому предлагалось сделать выбор среди патентованных препаратов и дженериков, состав которых был одинаков.
Вот наиболее типичные высказывания.
"Я испытываю больше доверия к известной марке".
Некоторые из опрашиваемых заявили, что, по их мнению, активно рекламируемые препараты должны действовать лучше и эффективнее. И только 39 из 100 участников опроса заметили, что в состав патентованного препарата и дженериков входят одни и те же ингредиенты.
На российском рынке
СТОИМОСТЬ лекарственных препаратов во многом зависит от места, где они произведены. В развитых странах с высоким уровнем доходов населения лекарства стоят значительно дороже, чем в государствах с более низким уровнем жизни. По этой причине медикаменты, выпускаемые в Индии, будут значительно дешевле, допустим, швейцарских, импортные лекарства - дороже отечественных.
К примеру, капли в нос, действующим веществом которых является ксилометазолин, выпускаются по меньшей мере восемью производителями. Самым дешевым является риностоп по 5 рублей за флакон, произведенный в России. Чуть дороже также российский ксилен - 9 рублей. Польский галазолин стоит уже 22 рубля, покупка датского ксимелина, производимого компанией "Никомед", обойдется в 51 рубль, а швейцарских отривина и длянос - не менее 60 рублей за флакон. Кроме страны-изготовителя на цену капель от насморка непосредственное влияние оказывает "оснастка" флакона с содержимым. Оборудованный пипеткой, он будет дороже, чем просто закрытый крышкой, и дешевле, чем оснащенный спрей-системой. В конечном итоге аэрозольные капли экономичнее при использовании, орошают равномерно и полностью всю слизистую поверхность носа.
То же самое можно сказать и о таком популярном и широко рекламируемом сейчас антигрибковом препарате, как ифлюкан. Он производится французской компанией "Пфайзер" и стоит в аптеках порядка 500 рублей за капсулу. Его международное название - флуканазол. Между тем в аптеках есть и российский флюкостат по 170 рублей за капсулу, и микосист, вырабатываемый фирмой "Гедеон Рихтер", - 313 рублей, и дифлазон, поставляемый в Россию компанией KRKA - 240 рублей за капсулу. Все они состоят из одного и того же вещества - флуканазола.
Назначаемый очень часто при ангинах гексорал в форме аэрозоля компании "Parke-Davis" (Франция) за 220 рублей вполне можно заменить чешским стопангином от Ivax за 110 рублей. Основное действующее вещество в обоих лекарствах - гекситидин.
Многоликие лекарства
СИНОНИМИЧЕСКИЙ ряд наиболее распространенных препаратов, встречающихся на российском фармацевтическом рынке.
Смотрите также:
- Если на упаковке нистатина прочтешь "НИСТАТИН" - не верь глазам своим →
- Лекарства: откуда эти цены? →
- Крестовый подход →