Звезда и смерть Зои Федоровой

   
   

11 декабря 1981 года в элитную квартиру, расположенную по адресу: Кутузовский проспект, дом 4, позвонил молодой человек. Дверь ему никто не открыл. Точно зная, что тетя должна быть дома, он помчался к себе домой за запасными ключами, которые тетя, будто что-то предчувствуя, хранила у племянника... Вернувшись и войдя в гостиную, он застал страшную картину: известная киноактриса Зоя ФЕДОРОВА сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью...

"Пособница" шпиона

ЗОЯ Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец - рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.

С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей. Ей всего 17 лет, и, отбыв положенные часы на ненавистной работе, она бегает на танцульки. На одной из вечеринок знакомится с военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но... Осенью 1927 года Прове внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.

На первом же допросе Зоя показала: "В 1926-1927 годах я посещала вечера у человека по фамилии Кебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Федоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чем говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле. Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрен при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет".

Дело могло закончиться для молоденькой девушки очень и очень плачевно, но провидение ее до поры до времени хранило. 18 ноября 1927 года Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: "Инкриминируемое гр. Федоровой З. А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З. А. следствием прекратить и сдать в архив". Удивительное по тем временам заключение. А может быть, дело вовсе не в провидении? Может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Как знать...

"Букет на вашу могилу"