Как помочь ветеранам?

   
   

В отличие от своих коллег во многих российских городах председатель Обнинского совета ветеранов Владимир СВЕТЛАКОВ достаточно молод - ему 50. Но главное отличие - он еще и большой начальник в местной администрации: заместитель мэра по социальным вопросам. Зачем работнику аппарата нужна общественная нагрузка? Какие проблемы и радости у его подопечных? Чем живут провинциальные ветераны? Об этом наша беседа с Владимиром Борисовичем.

Давлю на властные рычаги

- ВЫ НЕ СОВСЕМ вписываетесь в общие представления о руководителе ветеранской организации. Вы не дедушка-пенсионер, а мужчина средних лет, чиновник...

- Не все ветераны пожилые люди. Вот я, например, тридцать лет прослужил кадровым офицером на атомных подводных лодках. По специальности - политработник. В последнее время служил в Обнинске, был замначальника центра подготовки военных подводников. В 47 ушел в отставку, имея удостоверение ветерана военной службы. Встал на учет в ветеранской организации. Три года назад прошла городская конференция, где меня избрали председателем совета. А через пару лет меня пригласили в городскую администрацию. Стал вице-мэром.

- То есть теперь лоббируете интересы ветеранов во власти?

- Конечно, у меня, как у заместителя главы администрации, есть рычаги, надавив на которые могу решить многие проблемы. Хотя они часто бывают не такими сложными, как кажутся. Но пенсионеру-руководителю без властных рычагов с ними разобраться гораздо сложнее. Это реалии нашей страны.

- Какие вопросы вы решаете с легкостью?

- Например, человек не может оформить удостоверение, потому что нет каких-то документов. Приходит ко мне со своей бедой. Я выслушиваю его, затем приглашаю на разговор начальника управления социальной защиты, который подчиняется мне. Иногда вопросы решаются на месте. Разве плохо, что у меня такое сочетание должностей?

- Для ветеранов, наверное, нет. Для других - вопрос. Думаю, не всех устраивает общественная нагрузка вице-мэра.

- Ну и зря! Наоборот, благодаря своей общественной нагрузке я как вице-мэр по социальным вопросам нахожусь в гуще людских проблем. Социальная сфера очень многогранна.

Бесплатный клуб

- ПРИЕМ ведете в мэрии?

- Нет. Есть все-таки определенные рамки, которые я не перешагиваю. Общественными делами занимаюсь в свободное время. У нас есть свой офис из двух комнат в Доме ученых. Ветераны его хорошо знают и со своими вопросами идут не в администрацию, а туда. Там мы проводим свои заседания. Кстати, у нас есть и свой городской клуб ветеранов. Большой зал и сцена, там проводим для пожилых праздники, торжества. У нас отличный хор ветеранов. Каждый найдет дело по душе - можно поиграть в шахматы, заняться макраме, есть группы танцев, спортивной гимнастики. Недавно провели в здании ремонт - условия для занятий, общения, отдыха замечательные. И для пенсионеров все бесплатно.

- Во многих городах, районах местные власти жалуются, что на подобные учреждения нет средств. Помочь ветеранам, дескать, рады, но где взять деньги?

- Наше учреждение содержится полностью за счет города, и мы еще не разорились. Расходов-то, по сути, немного - в штате всего пять сотрудников, а польза налицо: клуб спасает людей от одиночества.

- А если ветеран - инвалид и ему даже из подъезда выйти трудно?

- Мы должны думать обо всех. Инвалидов и немощных среди ветеранов много. Им нужна помощь. Сейчас работаем над созданием гериатрического центра - заведение вроде больницы для ухода за людьми, которым трудно самим себя обслуживать. Уже нашли помещение, подбираем штат. Предстоит сделать ремонт. Расходы немалые - около семи миллионов рублей. Надеемся, что нам поможет область. Для ветеранов, которые не в состоянии передвигаться, не могут сами зайти в автобус, стало бы спасением социальное такси - автотранспорт, в который можно зайти на костылях, заехать на коляске. Но на этот проект нужен миллион рублей. У города пока таких денег нет.

Компенсация за монетизацию

- ТРАНСПОРТНАЯ проблема коснулась в этом году практически всех пожилых людей. Я имею в виду пресловутую монетизацию. Ваши пенсионеры, случаем, перекрывать дороги не пытались?

- Мы предвидели ситуацию, знали, что люди будут волноваться, поэтому на первые три месяца года проезд для ветеранов оставили бесплатным. Администрация выделила порядка 30 млн. рублей предприятиям автотранспорта. Потом ввели единый льготный билет. Стоит он 100 рублей. 180 рублей транспортникам доплачивает муниципалитет. Кстати, монетизация - не такое уж зло, как решили многие. Например, улучшилось санаторно-курортное лечение. Но есть другая проблема - фонд социального страхования нашей Калужской области заключил соглашение только с местными санаториями. А если ветерану нужно подлечить желудок и он хочет поехать в Кисловодск? Пока что, увы, поедет не куда хочет, а куда направят...

Кстати, правительство обещало ветеранам в честь 60-летия Победы оплатить любую поездку по стране и ближнему зарубежью. Если с путешествиями по стране проблем нет, то с заграницей возникают. Талонов на выезд в Белоруссию, Украину, Казахстан наши ветераны еще не дождались. Где-то они затерялись...

- Чувствуете ли вы, что Союз ветеранов представляет в городе определенную силу?

- Наш союз объединяет 38 ветеранских организаций. Всего мы представляем интересы 28 тысяч жителей 100-тысячного Обнинска. Ни одно решение в жизни города не обходится без обсуждения в нашем городском совете ветеранов.

Мы можем влиять на власть как избиратели. А это достаточная сила. Горожане, когда идут голосовать, смотрят: а что думает о той или иной кандидатуре совет ветеранов? К нам прислушиваются. Мы же свою точку зрения всегда доносим до людей.

Через пенсионеров к власти

- ЛЮБАЯ организация должна иметь элементарную материальную подпитку: поздравить ветеранов с днем рождения, послать открытку, которая стоит 15 рублей. Умножьте-ка на 28 тысяч человек! Десятки тысяч рублей. Увы, в городском бюджете на нашу организацию денег нет. Спасибо, находятся добрые люди, оказывающие некоторую поддержку. Они смогли сами утвердиться в жизни и желают помочь другим. К примеру, один из крупных городских предпринимателей города Виктор Дроздов - руководитель консорциума. Когда мы к нему обратились за помощью, он с готовностью откликнулся, согласился давать нам транспорт для проведения мероприятий. Многие меценаты помогают просто первичным ветеранским организациям. Мы провели большую акцию перед Днем Победы. Выявили одиноких участников Великой Отечественной войны и сделали всем ремонт в квартирах силами муниципалитета за деньги предпринимателей.

- Ветеранам не обидно, что воевали они за страну, а помогают им частные лица?

- Ветеранам важно внимание. Далеко не всех интересует, откуда идет помощь. К сожалению, есть люди, которые не только воспринимают эту благотворительность как должное, но и пытаются поживиться за чужой счет. Приходят к нам молодые ребята и говорят: "Моему деду не отремонтировали квартиру". Потом оказывается, что проживают они вместе. Так почему же кто-то должен за внука помогать старику! Не всем понятно, что помощь мы оказываем в первую очередь одиноким.

- Что вы можете сказать о Партии пенсионеров? Не подменяет ли она советы ветеранов?

- У меня складывается впечатление, что Партия пенсионеров изначально была создана для раскола в ветеранском движении. Кому-то было выгодно отвлечь часть ветеранов от их общественной работы, от решения насущных проблем и увести в политику. Зачем это делается - понятно. Все ради власти отдельных людей. Не думаю, что руководители Партии пенсионеров всерьез собираются защищать законные интересы пожилых людей, как громко заявляют. Скорее, они будут решать свои политические задачи. А пенсионеры - лишь инструмент.

Смотрите также: