Примерное время чтения: 9 минут
119

Пять секретов Юрия Лужкова

КАК не сгореть на работе? Что заставит человека работать в команде? Чем отличался Петр I от Екатерины II? Ну и, конечно, о политике (куда ж без нее) шел разговор на встрече главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА с мэром столицы Юрием ЛУЖКОВЫМ.

- ЮРИЙ Михайлович, на недавнем Дне города, который отмечался в столице, горожане могли видеть вас играющим в футбол. Вы в хорошей физической форме, подтянуты. Откройте секрет: как удается при такой громадной нагрузке поддерживать себя в тонусе?

- Первый секрет: любимая работа. Это для мужчины самое главное в жизни. Даже был такой эпизод, когда супруга моя, Елена Батурина, спросила: "Скажи честно, что у тебя в жизни на первом месте?" Я ответил: "Не обижайся, но - работа". Жена понимающе вздохнула: "Я от тебя другого и не ожидала". Второй секрет: спорт. Поэтому пять раз в неделю, по вечерам, в котором бы часу ни закончил рабочий день, играю в футбол и теннис. А с недавних пор открыл для себя еще один вид спорта - лошади. Внешне, может быть, это выглядит элегантно, но, поверьте, нагрузку испытываешь колоссальную, да и спорт этот относится к числу так называемых "агрессивных", то есть опасных. Бывают случаи: едешь на хорошем галопе - и вдруг птица выпархивает перед мордой лошади. Та тут же реагирует и отпрыгивает в сторону. А всадник - то есть я - продолжает движение вперед, согласно законам физики - по инерции.

- И вы - упали?

- Упал (смеется)... И последний секрет - поддержанию рабочего тонуса способствует надежный тыл. Это моя семья.

- А еще одно тайное оружие почему не называете?

- Это вы о пчелах? Действительно, многие уверены, что мед - разовое лекарство. На самом деле пользу от него можно почувствовать, если принимать систематически год-полтора. В меде есть такие вещества, которых вы не найдете больше ни в одном природном продукте. Всем рекомендую. Я сам отказался от сахара, много лет уже его не употребляю, только мед. И еще для меня само нахождение на пасеке - удовольствие. Сидишь рядом с ульем, наблюдаешь за этими насекомыми - между прочим, одними из древнейших существ на планете. Какие же они трудяги! И уже это пробуждает в человеке желание так же активно работать, действовать. А как у них все организованно...

От Петра и от Екатерины

- ПЧЕЛИНОЙ организации труда нам можно только позавидовать. И "пчелиная демократия" - конечно, хороша, но как ее в нашу жизнь внедрить? Бывают ситуации, когда без окрика, без давления сверху результата не добиться. Вы, сами опытный руководитель, это прекрасно знаете.

- Вообще за свою историю российское общество выработало два типа управления. Один "от Петра I". Тогда Россия плелась на обочине мирового процесса. И чтобы вырвать ее из глубокой ямы, требовались жесткие меры. Они не свойственны российскому укладу, но были оправданны: управление страной строилось на страхе, несогласные жестоко наказывались. Есть другой тип управления - "от Екатерины II". Она тоже активно проводила реформы, и при ее правлении Россия также продвинулась вперед. Но стимулы к работе были другие: каждому хотелось достичь результата, чтобы понравиться царице, услышать ее одобрение, заслужить поощрение. Этакая сознательная и активная деятельность, нацеленная на позитивный результат и хорошую оценку. Считаю, что это наиболее продуктивный путь управления.

Что касается моей команды: секрет прост - нельзя никого обижать. Да, человек может не тянуть, не справляться. Но надо найти ему такое место, его надо так зажечь (а это зависит от первого руководителя), чтобы он раскрыл свои внутренние резервы. Знаете, выгнать кого-то, обидеть, поменять работника на другого - легче всего. Но еще не факт, что новый будет лучше. Только время потеряешь.

Иногда, когда приходится решать какую-то задачу, я в принципе знаю, каким способом достичь результата. Но для того чтобы люди сами к этому варианту пришли, стараюсь выслушать их, даю им возможность высказаться. В итоге принимается коллегиальное решение. Люди к нему приходят осознанно и потом реализуют как бы не твою, а свою идею. Это называлось когда-то принципом демократического централизма: обсуждение коллективное, а спрос индивидуальный. Только таким способом "мягкой коллегиальности" мы сможем, например, построить в Москве в этом году более 4 млн. м2 жилья. А начинали-то с 1 млн. в год.

- Не кажется ли вам, что подобной жесткости, как у Петра I, которая необходима в переходные периоды, не хватает федеральному руководству? Помните, приход Путина встречали словами, что он, человек спецслужб, управлять будет жестко, начнет всем "скручивать головы"? Но прошло какое-то время, и мы видим, что министры в правительстве меняются не так часто, даже возникает ощущение, что наш президент слишком мягкий и добрый.

- Нет, Путин, насколько я с ним общаюсь и чувствую, - это человек с твердым характером, который знает, что нужно делать. И в отличие от предыдущих руководителей, которые тасовали правительство и министров, как карты в колоде, этим не злоупотребляет, а старается максимально использовать ресурсы каждого человека в команде. Прежде всего он остановил процесс распада государства. Россия начала разваливаться, когда региональные князьки стали сочинять под себя конституции, законы. Например, они говорили, зачем нам в федеральный центр отдавать налоги, оставим их себе. Сейчас четко выстраивается вертикаль, какие-то региональные функции отданы на федеральный уровень, что правильно.

- Но, с другой стороны, многие задачи могли бы решаться гораздо быстрее и эффективнее, если бы права остались в регионах. Не заглушает ли это инициативу на местах?

- К сожалению, на следующих за президентом уровнях управления зачастую появляется желание под видом того, что идет выстраивание вертикали, перетянуть на себя функции, которые должны оставаться у регионов. Например, установили же соотношение налогов 50 на 50, а сейчас уже за регионами осталось менее 40%. Проблемы безработицы, образования предполагают отдать полностью под федеральный контроль. Зачем?

Гонка отвлекает

- ВЫ были сопредседателем движения "Отечество - Вся Россия". Теперь создана "Единая Россия", где вы уже являетесь лишь одним из лидеров. Не считаете ли это неким поражением для себя на политическом фронте?

- В 1999 г. я был одним из лидеров избирательного блока "Отечество - Вся Россия", который создавался под выборы, и впоследствии каждая из организаций, составивших его, продолжила свою политическую деятельность самостоятельно. С приходом нового президента прежние противоречия потеряли свою остроту. Я стал сопредседателем "Единой России". В ноябре этого года, в соответствии с уставом партии, должна состояться ротация председателя Высшего совета. Не исключено, что Высший совет возглавлю я, сменив на этом посту Сергея Шойгу.

Объединение крупнейших политических организаций - "Отечества" и "Единства" - преследовало не столько партийные цели, сколько объединительные задачи государственного значения. То же можно сказать и о консолидации всех центристских сил в Государственной думе. Мы сконцентрировали в одной организации ключевые политические силы страны, объединили наиболее перспективных политиков России. Поэтому любые рассуждения о том, кто и что приобрел или потерял, для меня не имеют смысла.

- Вы предложили вернуть памятник Дзержинскому на старое место. Не боитесь, что вас моментально "переселят" в стан коммунистов?

- Не боюсь. Ни в коем случае мою инициативу не нужно воспринимать как попытку возврата к прошлому. Историю нужно не переписывать, а бережно хранить и восстанавливать. В Москве мы восстанавливаем храмы, ставим памятники. Важно помнить и знать нашу с вами историю во всех ее аспектах - великих и трагических, героических и самых страшных. Тот, кто не знает истории, не имеет будущего. В ряду ярких и неоднозначных политиков стоит Дзержинский. Он, несомненно, великая и трагичная фигура в нашей истории. После завершения Гражданской войны Дзержинский сумел результативно бороться с тем хаосом, который породила революция. Именно он стоял у истоков борьбы с беспризорностью - одной рукой ЧК, которую возглавлял Дзержинский, плодила беспризорников, а другой - спасала и согревала их. Именно Дзержинский сумел так повести дело в Наркомате путей сообщения, что железная дорога не только была выведена из паралича, но поезда пошли по расписанию, что тогда воспринималось, как чудо. Если бы Дзержинский не умер от сердечной недостаточности в 1926 г., он, скорее всего, разделил бы участь других противоречивых личностей той эпохи - Горького, Орджоникидзе, Менжинского. Важно также и то, что памятник Дзержинскому является прекрасным произведением искусства, замечательной работой великого скульптора Вучетича. Памятник был доминантой Лубянской площади, и его демонтаж в 1991 г. был связан исключительно с волной протеста против существующего строя, а никоим образом не с монументалистом Вучетичем и его произведением. Кстати говоря, в рядах демократов того времени не было однозначной позиции в вопросе о демонтаже памятника.

- Конституционный суд недавно принял решение, на основании которого вы можете опять баллотироваться в мэры столицы. Откройте нашим читателям еще один секрет: воспользуетесь этим правом?

- Решение Конституционного суда было важным с точки зрения политики и хозяйственной ситуации в Москве. Если бы судьи вынесли другой вердикт, началась бы неразбериха, многие стали бы вместо работы думать о выборах, о том, как выборы повлияют на их положение. А так впереди еще 1,5 года, мы спокойно работаем. Что касается меня, до конца текущего срока я обязательно сообщу о своем решении. Хочу только напомнить, что никогда не бросал работу на полдороге. Сегодня не нужно устраивать гонку, которая отвлекает внимание людей. Чем позже начнем эту избирательную кампанию, тем больше успеем сделать и для москвичей, и для России. Уверен, что у меня еще достаточно и времени, и сил, есть доверие президента и москвичей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно