Амалия Гольданская: Золушка может дать пинка

   
   

АМАЛИЯ Гольданская - актриса с необычным именем и неправдоподобно рыжими волосами. У каждого зрителя Амалия своя, поэтому выяснить, какая она на самом деле, практически невозможно. Пообщавшись с ней, понимаешь, что она - это не один человек, а сразу несколько. "Суперзвездам" она показала пять своих совершенно разных лиц.

Провинциалка

- АМАЛИЯ, вас узнают на улице?

- Да, узнают.

- И какая у людей обычно реакция?

- Разная. В большинстве своем, конечно, радость. Основной контингент, который и узнает меня на улице, это девочки, любящие мою героиню Золушку. Причем, я даже знаю, за что. Однажды случайно включила телевизор, в то время как там показывали одну из серий "Золушки", и попала на такую сцену: героиня заталкивает в машину какого-то преступника и дает ему при этом хорошего пинка под зад. Женщина, которая может себе позволить дать мужику пинка, является неким эталоном для юных девочек, мечтающих: "Вот бы здорово не писать мальчику записки и не плакать о нем по ночам, а просто дать ему ногой под зад".

- А были ли случаи, когда вы испытывали на себе агрессию со стороны людей с улицы?

- Нет, агрессивную публику я не встречала. Хотя, вру, был один случай: сильно пьяная дама, похоже, моя ровесница, но очень дурно выглядящая, только вылезла из кабинки туалета в одном ресторане. Я в это время ждала свою дочку, а женщина, оторвавшись от раковины, в которой она фактически принимала душ, обратилась ко мне со следующим текстом: "А, это вы... Кино мне ваше не нравится. Мне вообще кино не нравится. И вообще мне ничего не нравится. И вы мне очень не нравитесь. Но... удачи". Этот крик души из туалета был единственным случаем, когда я столкнулась с некой агрессией, но, по-моему, она была направлена не на меня, а на жизнь вообще.

- Такая вещь, как наивность, вам знакома? Вы считаете себя наивным человеком?

- Для начала надо конкретизировать, что мы имеем в виду, говоря о наивности. На мой взгляд, это либо нежелание, либо неумение, либо неспособность видеть вещи такими, какими они являются на самом деле. Смотреть на растоптанные ботинки и говорить: "Боже мой, это башмачок принца!" - или видеть толстую прыщавую морду и восхищаться: "Это мечта всей моей жизни, как же человек прекрасен и благороден", - в то время как он на самом деле козел, который не может заработать денег даже себе на жизнь, у которого нет никаких талантов и дурно пахнут носки. Наивность для меня - это неадекватность. К себе я такого понятия никогда не применяла, поскольку оно для меня совершенно не приемлемо. Порой я могла пытаться выглядеть наивной, но при этом преследовала свои совершенно определенные цели.

- А как насчет того случая, когда вас ограбили на вокзале по приезде в Москву?

- Эта одна из немногих историй о неадекватности. Есть неписаное правило, которое гласит, что нельзя доверять незнакомым людям, особенно на вокзале. Случилось буквально следующее: ко мне подошел молодой парень с сочувствующим выражением лица и фразой: "Что это ты такая грустная?" У подобного рода людей есть свои приемы, слова, взгляды. Это профессиональные "кидалы", которые видят лохушку, только сошедшую с поезда, сидящую на лавочке, и не могут не воспользоваться ее растерянным состоянием. В процессе приятной беседы, с легким налетом кокетства и братания, человек вроде как отходит попить, и ты его просишь принести на твою долю. "Там стакан не дают, - говорит он тебе, - сходи сама, а я покараулю твои вещи", - и вручает тебе двадцать копеек. Какая щедрость! Ты уходишь пить, возвращаешься, а там, естественно, нет ни человека, ни вещей. С моей стороны это была обыкновенная тупость, которая обратилась незабываемым опытом, хоть и печальным. Зато сейчас при попытке уговорить меня пойти куда-нибудь без моей сумки попить я отреагирую адекватно - дам в лоб.

- А тогда, оставшись без вещей в незнакомом городе, что вы сделали?

- Естественно, пошла в милицию. Описала им свои вещи, на что ребята, посмеиваясь, мне сказали: "У-у, девушки... Что же вы такие дуры и все сюда едете? А зачем приехали-то? В театральный поступать... Все с вами ясно". Как они смеялись!

- А в Москву вы и правда приехали поступать в театральный?

- На самом деле я ехала поступать на дефектологию, но волею судеб оказалась в театральном. Немного раньше у меня была мысль, которую поддержала моя мама, - прежде чем поступать в педагогический, попробоваться на режиссерский. Идею актерства мама не поддерживала, а вот режиссуру - да, причем она до сих пор придерживается такой точки зрения и всячески меня подстегивает к умственной деятельности. Приехав, я попробовала поступить в ГИТИС, где меня успешно завернули в силу моей недостаточной информированности в этом вопросе. Сказали: "Поймите, девушка, режиссура от вас никуда не уйдет. Поучитесь на актерском, поймите суть профессии, тем более что с актерством у вас все получится". Я чувствовала заинтересованность в себе, надо мной никто не смеялся и не говорил: "Нет и еще раз нет", наоборот, все твердили: "Да. Да. Да", - и это подстегивало мое самолюбие и придавало уверенности. Коленки у меня не дрожали, и именно с этим радостным чувством я и поступала.

Нянечка

- ПРЕЖДЕ чем стать актрисой, вы работали где-нибудь еще?

- Работала, правда, недолгое время, в Доме ребенка нянечкой. Причем, свой внутренний акцент я делала на группе с дефективными детьми, поскольку хотела быть дефектологом. В этом был некий синтез близких для меня профессий: медиком становиться не хотела, потому что не стремилась учиться в медицинском институте, также не хотела быть учителем, логопедом или психологом в чистом виде. Профессия дефектолога виделась мне важной, нужной и интересной. Мне и сейчас она кажется таковой, но только не в этой стране. Если бы я имела возможность заниматься с такими детьми где-нибудь в Бельгии, Швеции - в странах, где по-другому относятся к больным подобного рода, это было бы идеальным вариантом. Про себя точно знала, что я не академик Сахаров и не стану пытаться сдвинуть то, что несдвигаемо. Не будучи миллиардером, я не подниму дом для умалишенных или дефективных детей. Не наберу качественный медперсонал, который будет общаться с этими детьми с терпением и любовью. Помню один замечательный фильм, по-моему, бельгийский, в котором показан некий сказочный домик, заваленный снегом, где даунята наряжают елку, а рядом с ними взрослые и дети из нашего мира. Они вместе садятся за большой стол, берутся за руки, читают рождественскую молитву перед трапезой. Невозможно не думать о том, что здесь таким людям даже близко ничего подобного не светит. Решение мною было принято очень быстро, в частности, когда я столкнулась с тем, что некоторым детишкам, которых отправляют в Дом ребенка в Вологодской области, крысы отгрызают ручки во сне. Потому что крысы намного сильнее и упитаннее, чем эти самые детки. Я поняла, что просто не выдержу этого и вынуждена буду покончить жизнь самоубийством или поджечь этот дом вместе с детьми, чтобы избавить их от этой муки. Спустя какое-то время возникло желание стать режиссером массовых зрелищ, вернуться в свой родной город и устраивать народные гулянья на Соборной горке.

- Причиной были ваши патриотические чувства?

- Нет, никакого патриотизма. Просто у меня не было особенной уверенности в том, что провинциал может устроиться в Москве без связей, коих у меня никогда не наблюдалось, да и сейчас нет. Я вообще не могу заводить связи, а могу только дружить. С друзьями мы вместе ходим с детьми в театр, катаемся на лыжах, едим в ресторанах и попутно делаем дела, помогая друг другу. А вот общаться "чисто по работе" я не умею, как и не могу казаться милой людям, которые мне не милы. Это большой недостаток для бизнесмена, но ничего с этим поделать не могу.

Начинающая стерва

- НАСКОЛЬКО я знаю, именно в Москве вы выкурили свою первую сигарету, и, когда вернулись домой, дедушка с бабушкой чуть не решили лечить вас от наркомании.

- Так оно и было. В моей семье вообще существует некий культ здоровья. Так что они были совершенно правы. У моих бабушки и дедушки с их дочерью, соответственно моей мамой, сложились очень патриархальные отношения. Они называют друг друга на "вы", и это о многом говорит. Поэтому некое мое панибратство и, так сказать, столичный лоск их просто напугали. Это было совершенно не то, что они знали и любили в своей Ляле, пушистой внучке с длинной косой, пухлой девочке в очках, отличнице. К ним приехал совершенно незнакомый человек, эдакая начинающая стерва, которая принялась резать им правду-матку про то искусство, которое они любят, про книги, которые они читают. Естественно, для них это было абсурдно и нездорово. И не от курения ли происходит это все? - решили они. Никотин виделся им средоточием зла, поэтому они и не восприняли меня с моими сигаретами "Чемпион", которые я начала курить в Москве.

- А вы действительно были толстой девочкой в очках? Каким образом тогда у вас появилась такая замечательная фигура?

- Хочу сказать одно: когда я худела сознательно, у меня ничего не получалось. Вы знаете, вчера у меня была встреча со школьниками, и последний вопрос, который они мне задали, оказался на ту же тему. С последних рядов раздался пронзительный девичий визг: "Скажите, как вы похудели?" Обычно это происходит от того, что человек мало спит, редко ест и много работает. То есть не накапливает, а тратит. Плюс я просто нашла свою норму в еде, у меня не возникает желания съесть шоколадный торт целиком.

- Но для вас похудение было проблемой?

- Конечно. Когда я приехала в Москву, вообще об этом ничего не знала. Воспринимала себя такой, какая есть. Со временем отчасти педагоги, отчасти ровесницы начинали вокруг меня создавать ажиотаж худеть и полнеть, а я взяла и ненароком подключилась. Потом прониклась словами одного нашего педагога, который говорил, что когда ты толстеешь, у тебя пропадает пронзительность в лице. И действительно, в пухлых щеках гораздо меньше пронзительности, чем в ввалившихся. Хотя есть примеры удачливых толстых артистов, есть примеры удачливых худых, я лично себе больше нравлюсь в том виде, в котором нахожусь сейчас. Мне так легче, проще, комфортнее и бегать получается быстрее.

- Вам когда-нибудь приходилось менять свою внешность ради роли?

- Первый раз я каким-то образом прикоснулась краской к своим волосам в фильме "27 потерянных поцелуев". Когда меня утвердили на роль, режиссер Нано Джордадзе сказала, что цвет должен быть интенсивнее, и я стала еще рыжее. Для меня вообще эта картина была очень важной, особенно для понимания того, что я могу делать на экране, а чего не могу.

- Да, что касается раскрепощенности, ваша обнаженная героиня Нуцка побила все рекорды...

- Да, но это была последняя раскрепощенная роль, потому что после нее с раздеванием я завязала. Вышла замуж, завела детей и почувствовала собственную ответственность за этих людей. Не хочу, чтобы моему ребенку поставили в упрек какую-то мою роль, слишком откровенный вид.

- Будучи первый раз замужем, вы такой ответственности не чувствовали?

- Вы знаете, у меня никогда не было ни перед кем ответственности, кроме как перед Сашей и детьми. Поэтому, когда вы говорите "первый раз замужем", "пятый раз...", это не совсем так. Существует только один раз, когда ты действительно начинаешь ощущать себя матерью семейства, женой, все остальное - ошибки. Однажды я прочла высказывание в одном уважаемом издании о нашей работе с Егором Кончаловским - фильме "Затворник". Были какие-то нелестные слова в адрес режиссера, сценария, после чего шла фраза: "Ну, а Мордвинова - как всегда голая". Это настораживает. Получилось так, что я вошла в амплуа эдакой "ню", комедийной актрисы с налетом эротики. Хотя это не мои слова о том, что в одетом теле гораздо больше эротики, чем в неодетом.

Хулиганка

- ВО ВРЕМЕНА студенческой молодости вы участвовали в капустнике по поводу празднования дня рождения Марка Анатольевича Захарова, где очень эффектно выступили с голой грудью. На этот счет у вас никаких комплексов не было?

- Студентке, молодой актрисе невозможно начинать работать в театре без полного доверия к преподавателям. Когда я спросила у организаторов капустника, обязателен ли этот эпизод и они сказали, что да, места для раздумий не осталось. Мой папа, например, увидев этот капустник, сказал: "Ну ты и хулиганка!" Он даже не подозревал, что почтенные господа-педагоги могли сами предложить мне такое. Ему просто в голову не могло это прийти, он был уверен, что это мое хулиганство, а не их работа.

Строгая мама

- ВЫ ЖИВЕТЕ и работаете с одним и тем же человеком - мужем Александром. Столь тесное общение не бывает в тягость?

- Если контакт с мужем кажется слишком тесным, значит, это не контакт, а банка с огурцами. Работать вместе - это очень удобно, потому что мы умеем договариваться и доверяем друг другу. То, что мы поженились, было уже само по себе актом доверия. Мы ни при каком условии не подведем друг друга. Я знаю, что мой продюсер меня не "кинет" - у меня вовремя начнутся репетиции, никто не будет на меня давить. В то же время и Саша знает, что я - тот самый человек, актриса, которая не будет срывать ему работу.

- Ваши отношения начались с общения на профессиональной почве?

- Нет, мы познакомились очень давно, в компании у друзей, и в этом году у нас будет десятилетие со дня знакомства. За эти десять лет много чего произошло, но вместе мы живем три с лишним года. У нас двое детей, красивый уютный дом и "Театральное дело Гольданскихъ".

- Выходит, что вы не сразу "разглядели" друг друга?

- Насколько я помню, при первой встрече каждый из нас был кем-то увлечен. И у него был кто-то, и у меня. Возможно, "разглядывать" друг друга мы стали чуть позже, а не сразу в день знакомства.

- Я знаю, что вы подумывали о каком-то необычном обряде бракосочетания...

- Мы хотели поехать в Израиль, в Иерусалим. Но не смогли этого сделать, потому что в то время там шли военные действия. И мои, и Сашины родители обрывали телефоны, уговаривая нас сдать билеты. В итоге мы их сдали и никуда не поехали. Собрали абсолютно спонтанную свадьбу и даже в открытках написали: "Приглашаем вас на скоропостижное бракосочетание".

- Почему вы решили сменить свою известную фамилию Мордвинова на Гольданскую?

- Это был естественный поступок женщины, выходящей замуж. Саша меня не принуждал становиться Гольданской, это было только моим решением. Мне нравилась эта фамилия. По секрету скажу, еще до того как Саша предложил выйти за него замуж, я примерила ее к своему имени и осталась очень довольной: "Амалия Гольданская - звучит!"

- Появление ребенка как-либо изменило вашу жизнь?

- Ритм стал более бешеный. Помнится, еще Цветаева ставила Наталье Гончаровой в упрек ситуацию, когда Пушкин, написавший для жены очередное гениальное стихотворение, разбудил ее посреди ночи со словами: "Ангел мой, послушайте", - а Гончарова ему ответила: "Друг мой, ночь существует для того, чтобы спать". Моя фраза. Ночь существует для того, чтобы спать, но при наличии детей все заметно усложняется. Дети иногда болеют или у них режутся зубы, они простужаются, травятся, и очень часто ночь бывает отдана борьбе со стихией. Я занимаюсь английским языком, и мне нужно делать уроки, помимо этого необходимо готовиться к репетиции, жарить сырники на завтрак и варить суп, потому что у ребенка должен быть суп, что бы по этому поводу ни думал сам ребенок.

- Вы с мужем воспитанием детей занимаетесь совместно?

- По обстоятельствам. На некоторые темы, которые требуют более лаконичного и мужского языка, общается только Саша. Они с Анькой могут уединиться в комнате надолго и беседовать только им известно о чем. Заходишь - ребенок лежит смотрит в потолок, думает, Саша тоже сидит серьезный. Вообще, он очень нежный отец. Когда, например, девчонки выбегают встречать нас у дверей, Анька, как более деликатный человек, сначала подходит здороваться ко мне, а Дишка, младшая, проскакивает у меня между ног и несется к папе, зная, что тот возьмет ее на ручки, каким бы усталым ни был.

- Вы считаете себя хорошей мамой?

- Наверное, я все-таки даю лишнего строгача. Аньке, старшей, нужен от меня в меньшей степени педагог, которым я являюсь, и больше ласковые руки. Несмотря на ее семилетнюю взрослость, она хочет, чтобы я иногда дотащила ее до ванной на ручках. Говорят же, что надо ребенка почаще обнимать, тогда он не вырастет подонком.

Смотрите также: