Богини и коврики Пикассо

   
   

НИ У ОДНОГО из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько у Пабло Пикассо. Однажды он сказал: "К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви". Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом, как поленья, сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения...

Розовая муза

ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им - всегда семнадцать, двадцать три...

Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на "богинь" и "половые коврики". При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.

Перед Пикассо вообще было сложно устоять - испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда стала музой его "розового периода", но ненадолго - вскоре он счел ее слишком скучной, да и внешность поднадоела. Фернанду сменила Ева Гуэль, невеста польского художника Маркуссиса, полная противоположность своей предшественницы - тонкая, хрупкая. Пикассо много рисовал ее, любовался миниатюрностью, которую то и дело подчеркивал. Картина "Женщина, сидящая в кресле" - Ева Гуэль, но какой же маленькой она кажется в этом огромном кресле!..

Жизнь этой девушки оказалась недолгой. В 1915 году она умерла от туберкулеза. Впрочем, ни одна из подруг Пикассо не жила "долго и счастливо". Его же счастье состояло в том, что он не привязывался к женщинам, причем не прилагал для этого никаких усилий, просто не видел в них особой ценности...

Мадонна от балета