ПРИСЫЛАЙТЕ свои рассказы о том, как и при каких обстоятельствах встречались с известными людьми. Мы их опубликуем, а авторам самых интересных вручим подарки. Согласны? Тогда вспоминайте (о таком ведь наверняка не забудешь), описывайте и присылайте нам в редакцию. Не забудьте на конверте сделать пометку: "Конкурс".
Два года из жизни героя "Полосатого рейса"
Здравствуйте!
КОНКУРС не конкурс, а просто хочется рассказать о том, что случилось в моей жизни несколько лет назад. Я из той, советской эпохи, а посему любимые фильмы - из тех светлых, ушедших безвозвратно лет. Один из них - "Полосатый рейс", где сыграл Иван Петрович Дмитриев, на весь СССР знаменитый и неповторимый старпом. О нём ничего не было слышно лет 30, если не 40, и вдруг в День Победы 2001 г. я случайно услышала по радио конец беседы, из которой, к великой радости, поняла только одно: это говорили с Дмитриевым! Он жив! И ещё до сих пор работает в Театре им. Пушкина в Санкт-Петербурге! Немедленно посылаю в театр ему большое поздравление с праздником, потом полезла в свои кинословари день рождения узнать - 30 июля, это хорошо, значит, будет повод написать ему письмо и снова поздравить. Написала о том, что его помнят и любят, перечислила его фильмы, которые когда-то смотрела, и много чего ещё и в конце (уже не знаю, как осмелилась) попросила, если это возможно, позвонить в Санкт-Петербурге моей сестре, чтобы сказать, дошёл ли пакет. И он позвонил и сказал, что это первое письмо за многие годы, буквально потрясён тем, что его кто-то вспомнил, фильмы перечислил, о которых уже и сам забыл, дал свой домашний телефон и сказал, чтобы я ему позвонила, если это мне будет не трудно. Мне не трудно? Да я от радости не знала, куда деться! Только вот не знала, что в его жизни случилась буквально в эти летние месяцы страшная трагедия - умерла жена, а через 2 недели сын. Это он мне сам рассказал, когда я ему позвонила.
Господи! Уже очень пожилой человек - 86 лет - и остаётся в одночасье один на один со своей страшной бедой. (Есть ещё дочь, но тут была какая-то недосказанность.) Второй раз я позвонила ему 27 августа 2001 года, в День кино, потом в другие праздники, несколько раз он звонил мне. Я чувствовала, что ему очень одиноко. Он стал болеть, а тут трагедия в театре - умер Бруно Фрейндлих, тяжело заболел Игорь Горбачёв. Это уже наступил 2003 год, я в январе была в Санкт-Петербурге, скорей поехала в театр, оставила на проходной подарок. Попросила разрешения позвонить ему домой, и впервые за эти полтора года трубку снял не он. Это была доктор, ставила ему капельницу. Но он немедленно попросил телефон, и мы впервые долго разговаривали, не экономя время. Он играл только в одном спектакле по Шекспиру, должен был вот выходить на сцену, да приболел так некстати, а то я могла бы его увидеть в театре. Увы, не пришлось, а через несколько дней я уехала. И потом мы ещё много раз разговаривали. В конце мая он мне сказал, что очень ждёт 300-летие родного города, который он очень любит, а там, может быть, и 90-летие своё ему доведётся встретить. Увы, это был наш последний разговор. Через месяц мне сухо ответил женский голос: Иван Петрович болен, у него воспаление лёгких. Так было 30 июля и 27 августа (я сейчас думаю, что сиделка даже не говорила ему о моих звонках, может, даже поздравление моё ко дню рождения он не видел).
А в октябре никто не взял трубку, и эти длинные гудки до сих пор я слышу, так они были нестерпимы. Немедленно звоню сестре: "Что с Дмитриевым?"
- Он умер.
- Когда?
- Недавно, но о нём написали только наши петербургские газеты, видимо, смерть Л. Филатова всё перекрыла.
Всё. Нет больше Ивана Петровича Дмитриева, некому больше звонить на Васильевский остров. Я никогда больше не услышу спокойный, тихий голос когда-то такого знаменитого, а теперь всеми забытого артиста, замечательного, скромного, умного человека. Он рассказывал мне о своих ролях, работе в театре, какие-то смешные истории, и я так гордилась этим знакомством! Он всегда был сдержан, и только однажды в нашем разговоре прорвалось, как ему было одиноко, ушли практически все друзья, коллеги уходят один за другим, и вдруг появился человек, с которым можно о многом поговорить, пообщаться и хоть немного отвлечься от невесёлых мыслей. А когда ему, очевидно, становилось совсем плохо, тогда он звонил сам, и это были мои праздники, хотя и не очень весёлые. Я понимала, что ему уже очень много лет, он начал часто болеть, перестал играть в театре и старался не думать о том, что был когда-то известен и популярен. Его забыли, вычеркнули из жизни те, кто обязан (!) помнить, заботиться об актёрах, помогать им.
Чтобы привлечь к нему внимание, я писала на телевидение, в газеты - ведь он оставался последним из могикан, их можно было уже пересчитать по пальцам одной руки: Г. Жжёнов, Л. Смирнова, М. Ладынина (ещё была жива), несгибаемый В. Зельдин. Всё! И Иван Петрович Дмитриев, одногодок троих из перечисленных. А через год он ушёл. И его уход, как уход многих других актёров, любимых зрителями, ещё раз доказал бессердечие и равнодушие нашего общества.
Как только доведётся приехать в Санкт-Петербург, я в первую очередь поеду на Волково кладбище, чтобы положить цветы там, где лежит замечательный человек, прекрасный друг и товарищ народный артист СССР Иван Петрович Дмитриев.
Смотрите также:
- Первая жена Солженицына Наталья Решетовская: "Увы, я до сих пор его люблю..." →
- Виктор Павлов ждет пришельцев →
- Дороже любых бриллиантов! →