Фокусы Эдварда Нортона

   
   

Бледное лицо, напряжённый взгляд серых, почти прозрачных глаз, сутулая спина, на ногах - стоптанные кроссовки. Под это описание вполне бы подошёл какой-нибудь среднестатистический американец, работник "Макдоналдса" или разносчик пиццы, который живёт тяжело и выглядит соответствующе. Впрочем, точно так же можно описать одного из самых известных актёров Голливуда, любимца критиков и женщин - Эдварда Нортона. Как ему удаются подобные превращения - из миллионера в оборванца и обратно - загадка.

НОВЫЙ фильм, в котором снялся Эдвард, называется "Иллюзионист". Судя по названию, проект идеально подходит Нортону, известному своими фокусами как на съёмочной площадке, так и вне её.

"Как снять кино, которое устроит всех, давно ясно. Люди хотят посмотреть что-то лёгкое, что можно будет потом обсудить с друзьями за воскресным обедом, а потом забыть. Но мне лично такие фильмы по барабану, - говорит актёр. - Мне интересны картины, которые оставляют после просмотра много вопросов, будоражат тебя. И именно в таких я и стараюсь сниматься. А кино, в котором всё ясно, - это лошадиный навоз, а не кино. Такое делают для детей. А я снимаюсь во взрослых фильмах".

"Взрослые" фильмы сделали из Эдварда одного из самых кассовых актёров (за роль он получает порядка 7000000 долларов). Но при этом Нортон меньше всего похож на звезду - и внешне, и по поведению, и по тому, как он общается с прессой.

Пожалуй, даже Дэвиду Копперфилду не удалось бы так ловко выпутаться или вовсе избежать "ловушек", расставленных Голливудом, - быть на виду, но при этом оставаться человеком-невидимкой. А вот у Эдварда получилось. Впрочем, за 37 лет жизни этот мужчина проделал немало фокусов...

ФОКУС N 1: ПРОВИДЕЦ

"Я НЕ ЗНАЮ, был ли вообще ребёнком. В детстве я был довольно одинок, погружён в собственные фантазии. Обожал комиксы, кино, музыку", - заявляет актёр, чьё детство, в отличие от большинства голливудских звёзд, при всём желании нельзя назвать тяжёлым.

Эдварду Джеймсу Нортону-младшему, родившемуся 18 августа 1969 года в Бостоне, штат Массачусетс, США, было уготовано настоящее звёздно-полосатое счастье - обеспеченные родители, обаятельная сестрёнка Молли, красивый дом и прекрасная няня. Семья, где появился на свет маленький Эдди, действительно считалась респектабельной и уважаемой: мать Робин преподавала английский язык, а отец, Эдвард Джеймс Нортон-старший, работал прокурором в администрации Картера. Был ещё и дедушка - легендарный бостонский архитектор Джеймс Роуз, вошедший в историю как "изобретатель супермаркетов" и создатель главных туристических центров Бостона.

О няньке Эдварда было упомянуто неслучайно: эта простая, но крайне милая женщина в свободное от воспитания Нортона время увлекалась театром. Причём увлечение это было столь серьёзным, что вечерами няня выходила на сцену. Однажды она взяла с собой 6-летнего Нортона - играли спектакль "Если б я была принцессой". "Я могу точно обозначить момент, когда заболел актёрством, - рассказывает Эдвард. - В шесть лет я отправился смотреть спектакль, в котором играла моя нянька Бетси Тру. Я не мог оторвать глаз от сцены, волшебство театра сразило меня наповал".

На следующий же день мальчик попросил родителей записать его в школьную студию и заявил, что станет великим актёром, - причём говорил он так уверенно, будто бы знал наперёд, как сложится его жизнь. Просьбу взрослые выполнили, а к реплике по поводу будущей профессии отнеслись как к очередной детской выдумке. И были неправы. Репетиции и спектакли так увлекли Нортона, что он и думать перестал о других предметах.

Эдвард планировал поступать после школы на актёрский факультет, но Нортона-старшего такой поворот событий не устраивал. История умалчивает, какими именно методами, но он всё же настоял, чтобы Эдвард поступил в Йельский университет, - как и подобает наследнику клана Нортонов.

ФОКУС N 2: АКРОБАТ

БЛЕСТЯЩИЙ во всех отношениях студент Нортон слушал лекции по истории и астрономии, учил японский язык, но делал это всё без особого старания, потому что был полностью поглощён жизнью университетского театра. Как и в детстве, Эдвард донимал преподавателей вопросами о трактовке роли и репетировал так сосредоточенно, будто бы ему предстояло играть перед президентом страны.

"Я всегда твёрдо знал, чего хочу, - говорит актёр. - Начав заниматься театром в пять лет, не позволил судьбе увести меня в сторону. Даже несмотря на то, что окончил исторический факультет".

В 1991 году Эдварду вручили диплом историка. В тот же момент на авансцене снова появился Нортон-старший. На этот раз он уговорил сына отправиться в Японию, где располагался головной офис компании его деда - дипломированного историка. Эдвард, не видя в предстоящей работе никакого смысла (по крайней мере, для себя), проявил чудеса работоспособности. Обратно в Америку Нортон вернулся уже в качестве члена совета директоров нью-йоркского филиала "Энтерпрайз Фондейшн".

И тут случилось то, что иначе как фокусом с элементами акробатики не назовёшь. Нортон в один день перевернул свою жизнь с ног на голову и бросил всё. Буквально всё - начиная с кресла члена совета директоров и служебной машины, заканчивая дорогими костюмами и воскресными бранчами с отцом (Нортон-старший расценил поступок сына как предательство). Всё это Эдвард сделал из-за любви. Любви к театру.

Пройдя прослушивание у известного драматурга Эдварда Олби, он получил роль в постановке "Фрагменты" и поступил на службу в нью-йоркский театр "Signature" (кстати, сейчас актёр является членом совета директоров компании New York Signature Theater Company). Сбылась его давняя мечта: на работу (сначала в ресторан, где Эдвард числился официантом, а потом в театр, где ему доверяли самые сложные роли) актёр добирался на метро.

Надо сказать, что любовь к подземке - фетиш, от которого Нортон не избавился, даже когда стал зарабатывать столько, что мог бы добираться до съёмочной площадки на частном самолёте. "В тот день, когда я не смогу спокойно спуститься в метро, меня хватит удар", - говорит миллионер.

ФОКУС N 3: ДРЕССИРОВЩИК