Дайте своему ребенку фломастеры и попросите нарисовать дом. С вероятностью 90% он нарисует не блочную пятиэтажку и не небоскреб из стекла и бетона, а избушку с треугольной крышей и трубой, крылечко, деревянный заборчик. Попросите нарисовать дерево - и он нарисует не чахлую городскую липу с голыми ветвями, которую он ежедневно видит из своего окна, а раскидистую яблоню, или дуб, или пушистую елку. Что интересно, взрослый человек нарисует то же самое. Это психологический парадокс. Объяснять его можно мудрено: мол, коллективное бессознательное, наши исторические корни... Но все гораздо проще: поездки на дачу с самого раннего детства производят очень сильное впечатление на детскую психику, запечатляясь в сознании на всю жизнь.
ПЕРВЫЕ выезды на природу для ребенка из "каменного мешка" - стресс. Положительный, конечно. Меняется прежде всего стереотип поведения. Наконец-то можно разглядеть собственными глазами, ощутить, потрогать все, что во время долгой зимы можно было увидеть лишь по телевизору или на картинках.
Грязь
Первая сложность, с которой могут столкнуться родители при поездке на дачу, - это отношение ребенка с не очень стерильным миром. Сегодняшние мамы часто грешат неумеренной тягой к чистоте. Мытье рук становится для них самым священным ритуалом, который они навязывают своим детям. На этом фоне постепенно формируется брезгливость (которая в детском возрасте считается невротическим симптомом и рассматривается как нарушение эмоционального развития). На дачном участке следовать привычному ритуалу практически невозможно - не будете же вы заставлять ребенка намыливать руки всякий раз, когда он прикоснется к земле. Маленькие дети познают окружающий мир тактильно, то есть осязая его предметы руками. Поэтому в самую первую поездку на дачу разрешите своему ребенку возиться в земле столько, столько ему захочется. Попробуйте объяснить, что земля и грязь - это совершенно разные вещи. Отсутствие брезгливости, испачканные в земле руки, которые будут вызывать радость (а не желание их помыть), - первый признак нормальной адаптации к природе. И не забудьте убедить себя в том, что испачканная одежда - не следствие неаккуратности, а признак слияния ребенка с окружающей природой.
Гадость
Итак, ваш малыш успел залезть во все щели, перевернуть бочку с водой, завязнуть в навозной куче и так ухрюкаться, что вы его с трудом узнали. Отлично. Теперь, обозначив в общем поле деятельности, он начинает приглядываться.
Первые ошеломляющие встречи - с насекомыми. Разморившиеся от солнца букашки-таракашки вылезают из своих берлог и тут же становятся объектом исследования малыша. "Не трогай, укусит!" - не своим голосом кричит мамаша и кидается к ребенку с таким остервенением, будто он поднял с земли гремучую змею. "Брось сейчас же эту гадость!" - Эта реплика, как правило, относится к дождевому червю. Бабушка вытряхивает на дорожку набранных в банку колорадских жуков и, хлопая в ладоши, приговаривает своему внуку: "Топни его ножкой, еще, еще, будут знать, как в наш огород лазить!"
Зачем сразу пугать укусами? Мы не в тропической Африке. Большинство насекомых средней полосы травоядны и не думают кусаться. И почему - гадость? Ведь дождевой червь гладкий, прохладный и так интересно сжимается и разжимается. И уж совершенно излишни для воспитания такого рода публичные казни, где ребенку отводится роль палача.
Мы, сами того не желая, опять пытаемся навязать ребенку свои, часто искаженные, представления. Ребенок неискушен и невинен, как Адам в раю. У него еще нет опыта, который превратит дождевого червя в гадкую скользкую кишку. Так пусть он наслаждается пока тем, что видит перед собой. Вместо того чтобы "навешивать" на него свои комплексы, положите того же червя на листик и рассмотрите вместе с ребенком (кстати, если дотронуться до него палочкой, он продемонстрирует очень интересный рефлекс - чем вам не фокус?). Надо сказать, что многие мамы после таких совместных зоологических изысканий сами перестают бояться насекомых.
Что касается убийств вредителей, то лучше делать это подальше от детских глаз. Любая жизнь, даже букашкина, должна представлять для малыша ценность, ни с чем не сравнимую. И пусть не плачет потом бабушка, когда подросший внук "переводит ее на мыло", придумывая изощренные издевательства.
Снабженцы
Мы выходим за калитку. На лугу пасутся коровы. Это не простые коровы, это первые живые коровы, которых увидел ваш ребенок. Вы ждете всплеска эмоций, удивления? Вряд ли малыш вам доставит такое удовольствие. Маленькие дети не удивляются, для них окружающий мир - само собой разумеющаяся реальность. Они могут бояться ее, могут стремиться к ней, могут оставаться равнодушными. В принципе вы пока еще можете управлять этими эмоциями так, как вам захочется. "Коровка дает нам молоко, свинка - мясо и сало, курочка - яйца (да и сама очень вкусная, если ее как следует зажарить)". Все нам, нам, нам... Это позиция. "Коровка любит свежую травку, у нее шершавый язык, влажный нос (потрогай) и грустные глаза. Давай угостим ее сахаром". Это тоже позиция. Выбирать, конечно, вам. Вот только, когда нагрянет беспомощная старость, не скажет ли ваш солидный взрослый малыш: "Ты старая, и мне больше не нужна"?
Смотрите также:
- РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ. Деньги в жизни дошкольника →
- Вадим Филенков: "Как изучать правила" →
- Последнее дошкольное лето →