Примерное время чтения: 8 минут
614

Вадим Филенков: "Как изучать правила"

СЕГОДНЯ разговор о проблемах обучения детей письму и чтению методом "врожденной грамотности" ведет преподаватель В. И. Филенков.

Вадим Игоревич ФИЛЕНКОВ. Закончил Московский педагогический университет. Преподавал в школе, потом в институте. Уже 10 лет, со дня основания курсов "Репетитор", является одним из ведущих преподавателей факультета русского языка.

В КАЖДОМ подъезде над дверью лифта висит табличка: "Правила пользования пассажирским лифтом". Поднимите руку, кто их читал. К сожалению, то же самое относится ко всем на свете правилам: мы их знать не хотим. "На кнопку я, что ли, нажать не сумею! Улицу я, что ли, не перейду! Запятую, что ли, не поставлю!"

Не стану передергивать: с лифтом справляемся, инстинкт самосохранения помогает перебегать через дорогу. Запятые же ставим, где Бог на душу положит, правила-то здесь посложнее, а ошибаться не страшно: подумаешь, не там запятую поставил. Поправят. На то они и учителя. "Что толку в правила вникать, все они непонятные какие-то. До дела дойдет - видно будет, что к чему", - примерно так думают и чувствуют многие школьники, рассеянно слушая про "определяемое слово" и про "позицию распространенного определения".

Что же делать? Одна из ключевых проблем любого обучения - внимание учащихся. Рассказываешь школьникам про чередование в корнях - смотрят на тебя, молчат, слушают вроде. На самом деле ничего не услышали, не поняли и не запомнили. Учитель говорит: "Сегодня будьте особенно внимательны. Очень важная тема". Ученик думает: "У тебя каждый урок важная тема". Или: "Для кого важная, а для кого и не очень".

Самое настоящее, сильное, цепкое внимание - непроизвольное. В "Репетиторе" я, например, говорю: "Вот вам задание, выполняйте". Пробуют выполнить. "А как тут делать? - спрашивают. - Вы нам такое правило не объясняли". - "Вы что, без правил не можете?" Выясняется, что не могут.

- Вообще-то, правило на эту тему есть, - серьезно говорю я, - но правило это секретное. Мне его завещал, умирая, один старый учитель, и я пообещал ему хранить это правило в тайне. Но ради вас, если надо, я готов поступиться своим обещанием.

Все это, конечно, шутка, но я таким образом сделался объектом внимания, к моим

словам стали прислушиваться.

Самое главное, про правила и про запятые раньше времени - ни слова. Полная конспирация. Изучаем причастный оборот. К совершенно незнакомому люди так же безразличны, как и к давно известному. Поэтому для объяснения нового привлекаю близкие примеры.

- Вот Сережа сидит за первой партой. Значит, Сережа какой? Сидящий за первой партой. Учитель стоит у доски. Он какой? Стоящий у доски. Понятно? Хорошо. Леночка, откуда у тебя такой красивый джемперочек?

- Мама купила.

- Если джемпер купила мама, то джемпер какой?

- Новый, - не моргнув глазом, отвечает Леночка.

- Он не только новый, - также не моргнув глазом, объясняю я, - он еще красивый и дорогой. А через несколько лет он станет некрасивым и старым. Но если сказано, что его купила мама, то про него и через пять лет можно будет сказать, что это джемпер, купленный мамой.

Через несколько минут подобных упражнений все поняли, что от них требуется. На вопрос: "Если волосы подстригли в парикмахерской, то они какие?" - никто не ответит: "Короткие". Каждый знает: если подстригли в парикмахерской - значит, подстриженные в парикмахерской.

- Видите, на столе стоит ваза. Если ваза стоит на столе, то она какая? Только не отвечайте, что она белая, большая и пустая. Это не актуально. Важно, что она... Правильно, стоящая на столе. Откройте, пожалуйста, учебники на такой-то странице и найдите предложения про вазу...

Как ни оттягивай, а роковая минута настала: надо объяснять правило. Но я точно знаю: как только начну говорить "в общем", сразу перестанут слушать. Выдающийся педагог Ушинский называл внимание дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека. От себя добавлю, что ломиться в эту дверь бесполезно: или вы желанный гость, или от ворот поворот.

- Видите ли, ребята, - задумчиво и неуверенно, словно подбирая слова, говорю я, - хочу с вами разобрать одну темку небольшую, но не знаю, сумею ли объяснить, получится ли...

- А вы попробуйте, Вадим Игоревич, попробуйте.

Я как бы обратился за помощью в решении моей личной проблемы. Я прошу сочувствия и участия, и дети по-человечески откликаются на мою просьбу. Такая игра. Но, между прочим, непроизвольное внимание всегда возникает именно как эмоциональная реакция человека на происходящее. Чего я и добивался.

И очень кратко, буквально в двух словах, я начинаю и заканчиваю: - Видите? "Стоящая на столе" после "вазы" выделяется запятыми. А перед "вазой" - нет. И на всякий случай еще двадцать примеров.

Я добился своего: правило услышано и понято. Но это даже не полдела. Конечная-то цель - выработать навыки грамотного письма, то есть научить соблюдать все правила, причем не думая о них, - что и называют "врожденной грамотностью".

Иногда полезно сначала дать задание. Сам собою возникнет вопрос: как выполнять? Тут-то и правило окажется кстати, причем не как абстракция какая-то, а как очень нужная, просто необходимая информация. Смотришь: ненавязчиво изучили новую тему. И настраивать никого не пришлось: "слушай", "смотри", "не отвлекайся". Никто и так не отвлекался.

Но вот какая штука. На наших курсах мне постоянно встречаются дети, которые ставят очень странные запятые - между подлежащим и сказуемым. Чтобы было понятнее, это, например: "Наша Таня, громко плачет".

И много ведь таких грамотеев, иногда вся группа. И ведь пока научишь по настоящим правилам ставить, ох, сколько сил потратишь, а эта неправильная запятая въелась так, что не собьешь. "Наша Таня, громко плачет".

Я спрашиваю: "Почему она у тебя не просто плачет, а через запятую?" - "Так ведь на месте паузы запятая ставится, а тут как раз пауза". И правда, пауза: "Наша Таня (пауза) громко плачет". Пауза-то есть, а запятой нет, потому что подлежащее от сказуемого запятой не отделяют никогда.

Не думаю, конечно, чтобы кто-нибудь из учителей специально давал такое правило: "Запятая ставится на месте паузы".

Как от этого избавиться? С помощью специальной системы упражнений мы пытаемся переориентировать ребенка на применение общепринятых правил пунктуации, кстати, не таких уж сложных и непонятных. Научившись, школьник вскоре сам посмеется над тем, какие забавные запятые получаются, если ставить их не по правилам, а только по интонации.

Родители, как и дети, бывают разные. Кто-то считает: раз пришел на курсы, только и сиди, все само собой образуется: в одном кармане конфеты, а в другом - знания и умения. То есть "я буду лежать, а вы меня лечите". Но так не бывает. И многие родители думают иначе: надо помогать. Нет, не нужно делать вместе с ними домашнее задание, ребенок и так знает, как это выполнять. Но заинтересованность родителей, доброе слово ребенку, участие, похвала приведут к тому, что начнется диалог, обмен мнениями. Родители одного ученика говорили, что долгое время между ними и ребенком царило отчуждение, холодность, не могли найти общих тем для разговора. А тут сын стал подробно рассказывать, что у него сегодня на курсах получилось, каковы успехи в последнем диктанте, с кем подружился. Он попросил маму, впервые после того, как научился читать сам, почитать ему вслух. И сам стал читать вслух родителям какие-то эпизоды из понравившихся книг.

Из разговора с родителями: "Сын приходит с занятий домой и за обедом, и на прогулке теребит всех домашних: "А знаете ли вы, как пишется такое-то слово? А сколько здесь "н"? Как объяснить?" Он нас проверяет! Учит! Рассказывает, как правильно! Наш сын, который раньше не хотел знать этого, сам сейчас так просто и грамотно нам все объясняет. Он теперь репетитор. Такое ощущение, что мы все вместе проходим этот курс".

Две девочки в перерыве между занятиями делятся со мной впечатлениями от посещения магазинов: "Там бывает так безграмотно написано! Никогда раньше не обращала внимания, а теперь вижу: "На витрину не облАкачиваться!" Вторая подхватывает: "А куриННые окорочка? А морожеННая рыба, свиННые сардельки? А пелЕмени?" (Они-то помнят про булгаковские "пельмени,

уложенные в карман пиджака"...) "Они никогда не учились!" - вспоминают девочки фразу, написанную на обложке их учебника.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ПРИГЛАШАЕМ к разговору родителей и педагогов, школьников - всех, у кого есть проблемы с преподаванием или обучением. Связавшись с нами по горячей линии (095) 928-34-76 с 16.00 до 21.00 ежедневно, вы можете задать интересующие вас вопросы. Вам ответят специалисты "Репетитора" - преподаватели, психологи, консультанты и автор метода "врожденной грамотности" Ольга Олеговна Веровенко. Наиболее интересные фрагменты этих бесед мы опубликуем.

Для тех же, кого интересует зачисление на курсы, мы приводим ниже подробную информацию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно