Родители должны твердо запомнить: оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.
НЕЛЬЗЯ требовать от малыша, чтобы он разбирался в столь общих и относительных понятиях, как: хороший - плохой, умный - глупый, добрый - злой. Мамы и папы сегодня называют так, а завтра по-другому, и дети путаются в самооценке, не могут сообразить, как же к ним относятся родители. Это общее правило относится и к похвале и к порицанию. Но сегодня мы коснемся лишь первого.
Американский детский психолог Х. Дж. Джайнотт в своей книге "Родители и дети" приводит пример правильной похвалы: "Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: "В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!". Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросится помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: "Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!", то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь проступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке и вы говорили сыну: "Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня", он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные "нельзя", что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребенок, "накрученный" до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери.
Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное, не забывайте этого делать, старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.