Как отказать ребенку в покупке дорогой вещи и притом не воспитать у него комплекса бедняка? Этим вопросом сейчас задается все больше людей. И нередко ситуация кажется неразрешимой.
ПЕРВОЕ и самое главное. "Завидущие глаза" - явный признак заниженной самооценки. Неуверенному человеку кажется, что у других все лучше, чем у него. Копировать поведение уверенных людей он не может и идет по более легкому пути, стремясь заполучить их внешние атрибуты: такие же игрушки, одежду, возможности летнего отдыха. Ублажать такого ребенка подарками бессмысленно, даже когда финансы это позволяют. Силы надо бросить на то, чтобы ребенок приобрел уважение окружающих, и тогда материальные приобретения потеряют для него былую ценность.
А еще дети остро переживают отказ родителей что-либо купить, когда... сомневаются в их любви. Недополучая внимания и ласки, они (разумеется, подсознательно) начинают требовать "материальной компенсации". Яркий тому пример - шестилетний Славик. Он вечно осаждал мать требованиями купить то одно, то другое и страшно возмущался, если эти требования не выполнялись. Мать, хоть и из кожи вон лезла, не могла удовлетворить все желания сына. Но психолог заметил раздраженные интонации, которые проскальзывали практически во всех ее разговорах с ребенком. А когда мальчик пытался к ней приласкаться, мать под любым предлогом отсылала его прочь. Выяснилось, что она не хотела заводить ребенка и родила его только под давлением мужа, который потом ее бросил. Поэтому сына она воспринимала как обузу, и он это чувствовал, нервничал и именно оттого был капризным и ненасытным.
Комплекс бедняка формируется не тогда, когда ребенок слышит, что у семьи СЕЙЧАС нет денег на ту или иную вещь, а когда мотив бедности становится навязчивым. Не лишайте ребенка перспективы. Даже если вы уверены, что не сможете дать ему то, что он хочет. Во-первых, никто не знает, как повернется жизнь, а во-вторых, слишком часто повторяя слово "никогда", вы рискуете нарваться на бунт или сформировать у своего чада психологию маленького человека, который чувствует себя бесправной букашкой и за это всех ненавидит.
Почему бы ни сказать иначе? Допустим, так:
- Ты знаешь, сынок, мы сейчас на мели. Потерпи немножко. Что-нибудь придумаем.
И постараться заинтересовать его чем-то другим. У меня, например, не было денег на то, чтобы купить дочке кукольную комнату для Барби, но я надоумила ее оборудовать этажерку самодельной мебелью из спичечных коробков, деталей пластмассового конструктора и других подручных материалов. Кристина вошла во вкус и соорудила не только кровать, стол и телевизор, но даже лифт, на котором Барби поднималась с этажа на этаж. И пришедшие в гости подружки, у которых были дома и покупная мебель для Барби, и машина, и прочие атрибуты красивой кукольной жизни, упоенно играли с самодельным лифтом. Ситуация перевернулась. Не Кристина завидовала более обеспеченным подружкам, они завидовали ей, ее изобретательности, ее умению мастерить.
Важно и ограждать свое чадо от соблазнов, которыми кишмя кишит современная жизнь. Особенное внимание обратите на телерекламу. Яркие образы, зазывная музыка - все это будоражит детское воображение. Рекламные тексты застревают в подсознании, и ребенок зачастую становится одержим мечтой заполучить в общем-то ненужную вещь.
Я знаю много семей, где дети телевизор не смотрят или смотрят минимально. Правда, там родители предприняли усилия к тому, чтобы занять детей чем-то полезным и не менее интересным. Психологи уже давно заметили, что у тех детей, которые не пробавляются телесуррогатами, гораздо лучше развита фантазия, оригинальней мышление, шире проявляются творческие способности.
Уж во всяком случае, можно убедить чадо переключать телевизор во время показа рекламы на другой канал! Как? Очень просто. Объясните ему, что изо дня в день одно и то же смотрят только дебилы. Почаще высмеивайте тех, кто слепо верит каждому слову рекламы, рассказывайте истории про "суперсредства", которые на поверку оказывались вовсе не чудом. А главное, сами не сидите, завороженно уставившись в экран. Воспитание на собственном примере - это способ, лучше которого до сих пор еще ничего не придумали.
Особая тема - это выбор среды. Прежде всего, школы. Записывая ребенка в школу, поинтересуйтесь не только программой, но и материальным положением родителей. И главное, интересами учеников средних и старших классов. Можно потратить уйму сил на то, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным даже при очень стесненном материальном положении родителей, но, попав на школьную "ярмарку тщеславия", он скорее всего пойдет на поводу у сверстников и начнет предъявлять вам претензии. А если даже устоит, то будет белой вороной, изгоем. Зачем обрекать родного человека на одиночество, когда можно немного напрячься и подыскать место, где в детской среде ценятся знания и умение дружить? Такие школы есть, и их немало.
И последнее. Если у ребенка есть заветная мечта, постарайтесь ее выполнить. Пусть не сразу, а через несколько лет или даже в урезанном варианте. А то грустно смотреть на взрослых, которые в душе так и остались обиженными, обделенными детьми.