"Из всех женщин больше всех люблю себя"

   
   

После школы ДЖИГАРХАНЯН пытался поступить в ГИТИС, но провалился - из-за своего кавказского акцента. Вернулся домой в Ереван и устроился осветителем в Русский драматический театр имени Станиславского. Через год поступил в Eреванский театральный институт имени Сундукяна. Студентов курса разделили на две группы - перспективную и неперспективную. Джигарханян попал во вторую, неперспективную... Днем учился, а вечером работал - освещал сцену. Однажды в театре заболел один второстепенный актер и осветителя Джигарханяна попросили заменить его. Джигарханян роль не провалил......Вот уже три года во дворике на Кооперативной, что недалеко от станции метро "Спортивная", работает театр Армена Джигарханяна. "Дети мои" - так называет актер своих артистов, выпускников актерского факультета ВГИКа.

Я вытираю сопли

Я не могу сказать: "Запишите формулу успеха". Учить играть - это как сопли: можно подтереть, но остановить насморк платком нельзя. Можно направить, посоветовать, но решить роль за человека нельзя. Я подтираю сопли... Я - человек, влюбленный в театр. Я не вру. Но все равно я реально знаю, что такое театр. Он требует невероятного здоровья. На вступительных экзаменах в театральный институт студентов заставляют всякой ерундой заниматься - стихи, басни читать. А в моем представлении надо, чтобы психиатры проверяли нервную систему, здоровье. Артист не может быть психически неустойчивым. Говорят, что талантливые люди подвержены депрессиям, что они нервные люди, что алкоголиков среди них много.Моя мама учила так: "Если в предложении есть слово "говорят", ты не верь. Говорят - пустозвоны. Люди, которым некуда вложить энергию. Эти сказки придумывают бездарные актеры. Творчеством занимаются суперздоровые люди, супер. Если у Достоевского была падучая, а Эль Греко был сумасшедшим, то не благодаря этому они творили. Просто у них была удивительная восприимчивость жизни".

Аффективные нитки

И нельзя четыре года учиться профессии. Это невероятно много. Весь первый курс студенты предполагаемую нитку суют в предполагаемую иголку. Аффективное действие! Я знаю, как трудно на сцене налить воду из бутылки и выпить. Но я ни разу за свою жизнь ни одной аффективной нитки не совал никуда. Я учился у хорошего мастера. Он говорил: "Станиславский - гений, но сегодня вы его не поймете, поэтому поставьте стол, ты главную роль играешь, ты здесь сиди, партнерша напротив". То есть я четыре года учился в театре. А эти же, во ВГИКе, инвалидов растят. Во ВГИКе есть педагоги, которые последний раз выходили на сцену во времена русско-японской войны. И то плохо. Не казните, я не злой, но плохо выходили. То есть лучше бы вообще не выходили. А сейчас преподают, профессора. Они ненавидят талантливых людей - естественной ненавистью бездарей. А талантливые люди - они все равно талантливые. У них зуд. Они беременные, они должны родить. И они рожают вопреки. Я - человек, влюбленный в театр. Я не вру. Но все равно я реально знаю, что такое театр. Он требует невероятного здоровья.

Я - штучный

Я счастлив! Извините за грубое сравнение, но не каждая женщина может в меня влюбиться. Мне до сих пор мой вид не нравится. Я просто с годами понял, что не в этом счастье. Ибо важно, чтобы я был в гармонии с самим собой. Важно, чтобы мне было на самого себя смотреть интересно. Женщина скажет: "Ой, Господи, урод какой!" И замечательно! Значит, я - штучный. Вы говорите - "чересчур самоуверенный". Я вам один пример приведу. Меня советская идеология научила: предложение нельзя начинать со слова "я". Это самоуверенно и нескромно. А потом я вдруг обратил внимание на то, что А. С. Пушкин одно из своих программных произведений начинает: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Об-ра-зец нескромности! Когда ты говоришь "я", ты несешь ответственность за все следующие слова. А когда ты говоришь "мы", это значит ты говоришь: "Яков Абрамыч сделает. А я пойду в гости к соседу". Эфроса нет в живых - можно заподозрить, что я вру, но я говорю правду. Он был на моем спектакле "Сократ" и сказал очень дорогую для меня фразу: "Молодец, ответственно играешь". Я отвечаю за все, что делаю на сцене. Не как понесло, так и сыграл. Вот я вам что скажу: мы еще можем вернуться к советским временам. У нас это называется социальная справедливость.

Женское воспитание

Отец ушел из семьи, когда мне было пять лет... Я рос с мамой, она была совслужащей, работала в Совете Министров Армении в Ереване. Я жил на два "дома" - ходил после школы или к маме в Совмин, или к бабушке в Институт акушерства и гинекологии. У меня детство было безоблачным и, несмотря на трудное послевоенное время, очень радостным. У Маркеса есть гениальная фраза: "После того, как я уехал из родного города, в моей жизни не случилось больше ничего значительного". Сказано это было, когда Маркес уже был величайшим писателем и лауреатом Нобелевской премии. Я понимаю, о чем он говорил. Об истине. А истина для меня - это детство.Моя мама учила так: "Если в предложении есть слово "говорят", ты не верь. Говорят - пустозвоны".Теперь говорят, что женское воспитание не очень хорошо отражается на характере мальчика. Не знаю. Мужественность в характере - она или есть, или нет. Из кувшина может вылиться столько воды, сколько в нем есть, не больше. А вообще, я вам скажу одну вещь. Что-то делая, нужно всегда оставлять себе маленький зазорчик для непредвиденного. Роберт Кеннеди баллотировался в президенты. И его спрашивают журналисты: "Недавно убили вашего брата Джона Кеннеди. Вы не боитесь баллотироваться теперь в президенты?" - "Я знаю, что, если стану президентом, я буду получать такую-то зарплату, буду иметь такой-то автомобиль. Так же я знаю то, что меня могут убить". Так и женившись, я знал, что всякое бывает. И если я застану в своем доме анекдотическую ситуацию, я и сказал бы, как в том анекдоте: "Ну, дорогая, так ты и курить начнешь". Я очень люблю свою жену. Я всех женщин люблю. Но главное - мне интересно с самим собой, из всех женщин я больше всего люблю самого себя.

Смотрите также: