В детстве мы посмеивались над бабушками, ронявшими слезу умиления при виде засушенного цветка, случайно уцелевшего меж страниц старой книги: "Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли..." Проходили годы, уходили из жизни наши старенькие бабушки, мы становились взрослее, влюблялись и... начинали понимать их. Хотелось сохранить все, так или иначе связанное с любимым.
Не правда ли, велик соблазн унести с собой в будущее наше прошлое, материализовать память.
Но стоит ли хранить реликвии в сундуках и комодах, когда можно превратить их в украшение интерьера?
АССАМБЛЯЖ (assemblage) - рельефный художественный объект, составленный из реальных предметов и их фрагментов; "реальный натюрморт", радикально меняющий привычный смысл вещей.
ОДНАЖДЫ наша соседка обнаружила на антресолях скрипку и отдала ее мне. Скрипка была мертва - не подлежала реставрации.
Она лежала в великолепном деревянном футляре, выложенном лиловым бархатом. Расстаться с ней не было сил.
И вот, как пишется в романах, в один осенний день, стоя у окна и глядя на окна Большого зала консерватории, я придумала этот ассамбляж.
Все составляющие его - подлинные вещи, прожившие долгую жизнь в нашей семье: перчатка бабушки - свидетель недолгой счастливой и благополучной ее молодости (потом последовал арест и расстрел мужа, а затем и ее собственные десятилетние странствия по ГУЛАГу), фотография ее младшей сестры, как напоминание о моем бакинском детстве, пакетик, в котором лежали струны, купленные в Москве, в магазине на Большой Никитской (старые названия возвратились); засушенная роза...
Теперь я буду "оживлять" футляр. И помогут мне старые открытки, мои первые ботиночки-кошечки, купленные родителями в Будапеште, где я родилась, часы "Павел Буре", с которыми мой свекор прошел всю войну, алюминиевая чайная ложка - с ней моя покойная свекровь пережила блокаду Ленинграда, и много чего еще...