Как говорить с малярами

   
   

К сфере обслуживания у нас всегда масса претензий. Правда, защищать свои права в магазинах мы мало-мальски научились путем ежедневных тренировок. Но если вы затеяли ремонт... Приготовьтесь, впереди тяжелое испытание: хаос сдвинутой в кучу мебели, горы строительного мусора и самое трудное - общение с теми, кто вызвался вам этот ремонт осуществить.

Тетя Шура

Как выяснилось, денег, отложенных на ремонт кухни и маленького коридорчика, оказалось смехотворно мало. Я поняла это после того, как мою квартиру посетили представители двух бригад. Но, помятуя о том, что Бог любит троицу, я все-таки не отказалась от своей затеи навести скромный лоск и решила выслушать приговор третьего "бригадира". Им оказалась тетя Шура - малярша с тридцатилетним стажем. Критически оглядев закопченный потолок и замасленные трубы, она назвала цену, равную половине той, которую назначали ее предшественники. Чем меня и купила с потрохами.

Тетя Шура замызгала все кругом известкой, а потом и краской. Весь ее рабочий день я выполняла бесконечные просьбы принести, подать, найти, освободить. Во всех моих тазиках были замешаны какие-то серо-белые каши. "Не боись, я все отмою", - успокаивала она меня. Я поила тетю Шуру чаем, беседовала с ней "за жизнь", оставляла ей ключи от квартиры. А тетя Шура наглела с каждым днем: то придет на два часа позже, то вообще не придет. Через неделю мне это уже порядком надоело и я попросила ее поторопиться. Но тете Шуре спешить было некуда. Оставалось только покрасить пол на кухне. И тут тетя Шура вспомнила, что забыла включить эту работу в "смету" (которую мы не составляли), она забыла включить в нее покраску и дверей, и вентиляционной решетки. Мне отступать было некуда. "Только побыстрее", - взмолилась я.

Наконец мы расстались. Я выбросила все изгвазданные тазики на помойку, отскребла окна, оттерла многочисленные круги от банок с масляной краской, оставшиеся на паркете. Полы сохли неделю, потом еще три дня прилипали, а в отдельных углах не высохли и по сию пору. Но больше всего меня угнетала сумма, выложенная мной по собственной доброй воле, - она превысила ту, которую назначали мне более "серьезные" бригадиры.

Не все люди - братья

Так почему же нам так бессовестно садятся на шею за наши же собственные деньги, притом немалые? Если смотреть поверхностно, то можно остановиться на элементарной распущенности и жадности таких работников, как тетя Шура. Но если копнуть чуть глубже, то виною всему становятся наши собственные комплексы.

1. Сумейте поставить задачу. Очень многие люди, пугаясь собственной несостоятельности в организации ремонта, стараются переложить принятие решения на мастеров. "Хозяйка, потолки чем будем покрывать?" - "Вам виднее. Мне нужно, чтобы было чисто и аккуратно". И все. По-твоему, это - руководство к действию? Да, только не к тому, к какому ты думаешь. В этот момент мастеру с тобой уже "все ясно". Он диктует список строительных материалов, исходя из собственного удобства и полностью игнорируя твои экономические интересы. Поэтому не поленись предварительно узнать, как будет выглядеть максимальный результат при минимальных затратах. Затем четко изложи свои требования мастеру.

2. Когда торг уместен. Ну, допустим, ты не умеешь торговаться. Бывает. Но здраво мыслить все-таки должна уметь. Предположим, тебе назвали астрономическую сумму. Без паники. Попроси разложить ее на составляющие, прямо по пунктам, и откорректируй каждый по своему усмотрению. Так, пункт за пунктом, ты скостишь если не половину, то треть суммы - это уж точно.

3. Доверяй, но проверяй. Кажется непристойным следить за каждым шагом мастера? Это говорят комплексы! Как хочется быть интеллигентной, не мелочиться и оставаться на высоте в глазах тех, с кем тебя свел ремонт. Ты просто-напросто демонстрируешь свою слабость и неумение сказать "нет". Такое поведение выглядит в глазах работников как наплевательское. Так зачем же им стараться, если тебе все равно? Осматривай результат каждого этапа работы, вноси свои коррективы и, если необходимо, требуй переделки. Тебя станут уважать. Кроме того, будь уверена, что никто не откажет, ведь деньги еще не уплачены.

4. Ты не обязана входить в чужое положение. Это советы тем, кто все еще считает, что все люди - братья. Ты располагаешь мастера к задушевным беседам и перекурам, а через пару недель узнаешь о трудной судьбе, больных родственниках и тому подобных "жалобных" обстоятельствах, толкнувших вашего работника гнуть спину за "гроши". В душе зарождается чувство вины, которое должен испытывать (но в реальной жизни не испытывает) сытый работодатель к изнуренному непосильным трудом наемному служащему. Это чувство заставляет тебя снизить бдительность, делает постыдными любые замечания и торговлю. Бороться с собой в этом случае просто. Вспомни, как тебе лично достались деньги на ремонт и сколько тебе нужно "гнуть спину", чтобы получить на руки эту сумму. Так кто из вас бедный? А лучше всего, чтобы избежать неприятных душевных терзаний, держать дистанцию и не совать нос в чужие проблемы - у тебя их тоже немало.

5. Не всякий долг платежом красен. На этапе принятия работы не бойся отказать в оплате за недоделки. Поворчав, рабочие устранят дефекты, либо у тебя останутся деньги на то, чтобы устранить брак.

Наша рабская психология и готовность к унижениям превращают нас в жертв. Помни, ты находишься на своей территории, ты даешь людям возможность заработать, ты заказываешь и платишь. Так кто же, если разобраться, хозяин жизни?

Смотрите также: