Так и хочется закричать, подобно коту Матроскину из мультфильма "Каникулы в Простоквашино": "Ура! заработало!" Ваш малыш заговорил. Первое понятное слово выпало из нескончаемого потока детского лепета. А за ним второе, третье... Восторгу мамы нет предела - ведь именно к ней было обращено то самое первое слово. Гордый отец делится новостями с сослуживцами. Радостно суетятся дедушка с бабушкой... А потом на смену этому всеобщему ликованию приходит сомнение. Прошел год, второй, а малыш все еще картавит и так и не может овладеть многими звуками. Что делать? Своими советами делится Лариса ТАРАТИНА, логопед медицинской ассоциации "Здоровое поколение".
ПРЕЖДЕ чем решать, нуждается ли ваш ребенок в специальных занятиях для постановки звукопроизношения, необходимо знать речевые нормы для каждого возраста.
Речевое развитие маленького человека начинается с трех месяцев. Именно тогда кроха принимается лепетать первые гласные звуки. К шести месяцам эти звуки в его воспроизведении постепенно складываются в слоги. Шести-семимесячный карапуз уже может осмысленно реагировать на вопросы: "А где наша мама? Где у мамы ротик?", то есть, не владея еще речью, он начинает понимать ее. К девяти-десяти месяцам в его лексиконе появляются первые слова, число которых к году должно достигнуть 10-12. Это так называемый активный запас, помимо которого существует еще и пассивный - слова, понятные по значению, но пока не поддающиеся произношению.
Главная задача родителей на этом этапе - помогать ребенку постепенно расширить его словарик. Для этого с малышом нужно постоянно разговаривать, играть, читать ему стихи, рассказывать сказки. А вот специально заниматься исправлением его произношения пока еще рано - оно еще может наладиться само по себе.
До трех лет ребенок обычно заменяет все трудные, неподдающиеся звуки на более простые. И это нормально - пока. Пусть слова "рак" и "лак" в его воспроизведении побудут до поры до времени братьями-близнецами. Пусть в слове "сюм" вам придется узнавать "шум", а в слове "яка" - "чашку". Пусть все твердые согласные временно окажутся у него мягкими. Но только до тех пор, пока малыш не справил свой третий день рождения.
Если звуки в его речи не встают на свои места к трем с половиной - четырем годам, пора принимать меры. Во-первых, изучить собственное произношение: а достаточно ли четко вы сами проговариваете все звуки? Ведь именно с вашей речи ребенок копирует свою. Во-вторых, обратиться за консультацией к логопеду. А может, и к детскому психологу, в том случае, если картавость вашего ребенка связана, например, с появлением в доме младенца, которому он старается подражать, добиваясь всеобщей заботы.
Кроме того, вы и сами можете помочь малышу "победить" трудные звуки. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика, то есть комплекс упражнений, учащих, как поставить язычок, как вытянуть губки, как выдыхать, чтобы получался желаемый звук. Ведь порой все проблемы ребенка с произношением заключаются в том, что он просто не знает, как управлять своими органами речи, и пытается "выдавать" звуки каким-то абсолютно диким, невозможным способом.
Не гонитесь за скоростью, не требуйте моментальных успехов. Пусть на каждый звук у вас уходят недели - не страшно! Не ленитесь лишний раз проверить, действительно ли он освоен. Не упускайте возможности закрепить каждую маленькую победу. К примеру, появился в речи вашего карапуза вполне сносный звук "щ". Похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Почитайте сказку о Щуке и Емеле. Подумайте, какие еще есть слова, начинающиеся со звука "щ". Пройдитесь вдвоем по квартире, отыскивая щетку, щипцы, щелку. Загляните в холодильник - нет ли там случайно щей из щавеля? Вспомните подходящие скороговорки, вроде "Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке". И знайте, что по-настоящему усвоенным звук считается только тогда, когда ребенок в любом состоянии и в любой ситуации - спешащий, волнующийся, разбуженный среди ночи - произносит его правильно.
Решив самостоятельно заняться со своим малышом, постарайтесь соблюдать некоторые правила.
- Во-первых, не пренебрегайте советом специалиста - лучше проконсультироваться с ним сейчас, чем переучивать ребенка потом.
- Во-вторых, не забывайте о регулярности таких занятий.
- В-третьих, обязательно запаситесь зеркалом, в котором и вы, и ваш карапуз будете видеть собственную артикуляцию.
Упражнения
А вот и несколько упражнений на самые сложные, чаще всего не дающиеся малышам звуки.
На свистящие
1. "Киска" - рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка выгнута, как у рассерженной кошки.
2. "Дворник" - рот так же приоткрыт, широкий язык находится за нижними зубами и двигается вправо-влево.
На шипящие
1. "Красим потолок" - широкий язык заведен за верхние зубы и гладит нёбо вперед-назад.
2. "Вкуснятина!" - широкий язык облизывает верхнюю губку вверх-вниз.
На звук "л"
1. "Индюк" - широкий язык положить на верхнюю губку и двигать им вверх-вниз, постепенно убыстряя темп, пока не получится что-то вроде "бл-бл-бл".
2. "Пароход" - тянуть звук "ы", подражая гудку парохода.
И, конечно же, на звук "р" - самый упрямый, самый "хромающий" звук
1. "Лошадка" - поцокать язычком.
2. "Грибок" - присосать язычок к нёбу.
3. "Барабанчик" - дробно повторять "д-д-д-д".
Кроме того, когда ребенок будет пытаться произносить звук "р", можно закругленной палочкой или его же пальчиком массировать основание его языка - там, где находится уздечка. Пусть это называется, к примеру, "Завести мотор", тогда малыш, не желающий, чтобы кто-то что-то делал у него во рту, с радостью примет такую игру. И в конце концов совершенно неожиданно произнесет правильный звук. Так что терпения вам, изобретательности и успехов!