Сколько родителей задавались и задаются вопросом: правильно ли говорит мой ребенок? Не сильно ли он картавит? Не слишком ли много звуков глотает? Не отстает ли от ровесников?
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ нормой, а что - нарушением в детской речи, что должны знать и уметь сами родители, а когда нужна консультация специалиста, нам помогла разобраться логопед медицинской ассоциации "Здоровое поколение" Лариса Павловна Таратина. Еще в самом начале разговора Лариса Павловна заметила, что логопед - не врач, а учитель. Чтобы стать логопедом, необходимо получить надлежащее педагогическое образование. Поэтому ни родителям, ни детям не надо бояться обращаться за помощью к логопеду. Он не лечит, а учит. То, что логопед занимается вашим ребенком, не значит, что с ним что-то не так, он просто еще чего-то не умеет.
Итак, что же и в каком возрасте должен уметь ребенок?
К трем месяцам малыш уже начинает произносить отдельные гласные звуки. Позже среди них появляется звук "м". Он начинает варьировать интонации, тянуть звуки, как будто поет. К шести месяцам уже произносит слоги: ба, ма, да. А около года - простые слова: мама, баба, папа. К тому же карапуз умеет копировать услышанные звуки или интонации.
На втором году жизни ребенок уже знает имена и названия предметов. В начале второго года его активный словарный запас составляет от 50 до 70 слов. Большая их часть - существительные. К концу названного периода это число возрастает до 200-400 слов. Он начинает составлять простые предложения из 2-3 слов: "Мама, гулять!", "Папа, дай пить". Еще не понимая значения слова "я", он будет называть себя по имени. Точно так же он еще не научился спрягать глаголы и чаще всего использует их в неопределенной форме. Охотно дополняет свою речь жестами, а не зная названия предмета, просто тыкает в него.
Трехлетний ребенок оперирует развернутой фразой. Он понимает содержание сказок, активно общается с окружающими. У него уже более-менее сформировались навыки употребления предлогов, окончаний, времен и т. п. К концу третьего года лексический запас маленького человечка равняется тысяче слов.
По мнению специалистов, на этом заканчивается активный период обучения речи. В дальнейшем полученные навыки лишь обрастают дополнительной информацией. То есть если в год малыш знает, что это "баба", в два - что это "баба Люба, мама папы", в три - что "бабуска Люба холосая, баба любит Ваню и маму с папой", то в четыре он уже с готовностью разразится рассказом о том, какой у бабушки пучок, как она приезжает к ним в гости, как гуляет с Ваней, какую подарила машинку и т. п.
Поэтому все необходимые речевые навыки надо привить ребенку до 4-5 лет. Как это сделать? Обучение начинается с самого раннего возраста. С рождения надо говорить с ребенком. Он, конечно же, еще не все понимает. Но он слышит, чувствует. Говорите, меняя интонацию, пойте, читайте стишки. Еще до того как вашему крохе придет пора праздновать свой первый день рождения, начинайте учить его первым словам: мама, папа, деда, баба. Добавьте к этому и его собственное имя.
Помните, что, говоря с малышом, надо строго соблюдать несколько основных правил. Во-первых, никогда не сюсюкайте с ним! Родители не должны переходить на язык ребенка. Произносите слова ясно, четко. Во-вторых, показывайте на предмет, который вы называете. В-третьих, не употребляйте упрощенных детских словечек. Машина - это не "бибика", а собака - не "авав". Пусть лучше до поры до времени это будут "масина" и "бабака". Недостатки в произношении выправить легче, чем обучать новым словам. А вот учить, какие звуки произносят те же самые машина, собачка, коровка, кошечка, не только можно, но и нужно. Примерно в возрасте двух лет. "Как говорит кошечка?" - "Мяу, мяу". - "А кто делает хрю-хрю? Правильно, свинка".
С тех же самых 2 лет можно начать заниматься речевым массажем. Очень многие родители, к сожалению, и не подозревают, что развитие движений рук способствует и общему развитию, и более правильному освоению речи. Активизируя определенные точки на руках, на лице ребенка, мы помогаем ему улучшать речевые способности.
Самым простым примером речевого массажа может служить хорошо известная игра "Сорока-воровка". Сперва мама водит пальчиком по ладони малыша, затрагивая и основание большого пальца. Потом начинает загибать его пальчики. При этом рассказывает прибаутки. Малыш смеется, старается спрятать тот самый ленивый мизинчек, которому не досталось каши, просит повторять снова и снова. Он развивается, активизируется, он готов к общению.
Игр, подобных этой, множество. Можно рассказать, что каждый из пяти пальчиков - член семьи: сам малыш, мама, папа, дедушка, бабушка. И вот каждый из пальчиков целует малыша - большой пальчик, делая при этом "колечки". Можно поиграть "в мальчика-с-пальчик" - одна рука ловит по очереди каждый из пальчиков на другой.
В том же возрасте надо начинать работать над артикуляцией. Тут может помочь специальная артикуляционная гимнастика. По вашей просьбе и по вашему примеру ребенок учится вытягивать губки трубочкой, надувать щечки, дуть, цокать, как лошадка, фыркать, как ежик, шипеть, как змея и т. д. В более позднем возрасте - где-то в 3 года - он так же, по подражанию, будет учиться произносить звуки, которые до этого ему не давались: "р", "ц", "щ"... Если это не получается - лучше обратиться к логопеду.
В обязательном порядке нужно консультироваться у логопеда и сурдолога, если у вашего ребенка проблемы со слухом. Из-за этого у него могут быть серьезные нарушения речи, и только врач поможет справиться с этой ситуацией.
С четырех лет человечку приходит пора самому рассказывать стихи, сказки. Если у вас общительный ребенок, он с радостью будет подробно сообщать вам о том, что сейчас делает любимая кукла: спит, умывается, кушает, пошла в гости. Поощряйте подобные рассказы, задавайте наводящие вопросы, не забывайте поправлять "хромающие" звуки.
Вскоре настанет время учить вашего малыша чтению. Чтобы не допустить ошибок, посоветуйтесь, как лучше это сделать, с логопедом или учителем младших классов. Знайте, что нынешнее поколение детей учат читать способом, отличным от того, которому учились мы. Они начинают не с алфавита. То есть им не приходится сначала выучить буквы, а потом складывать "м" и "а" - м-а-ма. Отныне принято учить не буквам, а слогам. Сперва ребенок запоминает по нарисованным вами карточкам все слоги на "а": ба, ва, га... Потом - так же на -е, -и, -о и т. д. После из слогов складывает слова: мама, рама, нора.
Надеемся, что этот краткий курс обучения - от первых дней жизни почти до школьных лет - поможет и вам, и вашему малышу. И помните, что главное - это терпение.