ПО ШУМУ и грохоту в подъезде догадываюсь о том, что из школы возвращается мой сын. Раздается нетерпеливый звонок в дверь, и на пороге появляется Ильюха: взъерошенный чуб, съехавшая куда-то на спину расстегнутая куртка, а в руках огромная железяка.
- Мама, посмотри, какая у меня базука! А что лучше - базука или гранатомет? А "Ремингтон" стреляет дальше?
Оказавшись значительно слабее в баллистике, чем мое восьмилетнее чадо, я отмахиваюсь от вопросов, принимаю из его рук железку и ставлю в угол прихожей, чтоб потом незаметно выбросить.
Но на этом его вопросы не заканчиваются. Ребенок достает из кармана куртки скомканный кленовый лист и, протягивая мне, продолжает спрашивать:
- А почему у него верхушка желтенькая, середина красная, а внизу он зеленый?
Я напрягаю память в области биологии и пытаюсь что-то ему объяснить о разрушении хлорофилла... Но "почемучка", не дослушав меня, достает уже из другого кармана какого-то червяка. Тычет мне им в лицо и говорит:
- Мама, это сороконожка. Можно она перезимует у нас?
Выстояв под шквалом вопросов и предложений, я решаю, что настала моя очередь спрашивать:
- Ну, как дела в школе?
До этого момента веселый малыш вдруг насупился, озорной блеск в его глазах пропал. И вообще, весь мой ребенок как-то не по-детски ссутулился, сморщил лобик и стал похож на маленького старичка. Я понимаю, что произошло: он опять получил двойку, да, наверное, и не одну. И, как заезженная пластинка, начинаю привычные нотации: "Ну почему, Ильюшка? Ведь мы же с тобой вчера весь вечер учили! И примеры ты все решил правильно, и правило по русскому вызубрили - аж от зубов отскакивало! Ну что ты не мог ответить? Все дети как дети - один ты у меня двоечник!"
От этих безрадостных маминых слов ребенок еще больше втягивает голову в плечи. И смотрит на меня исподлобья виноватыми, полными слез и раскаяния глазами. Он чувствует, что в очередной раз огорчил самого дорогого человека - меня. Казнит себя за это. Мучается, переживает. Но ничего поделать с собой не может. Каждый день он неизбежно получает двойку! И, как следствие, ежедневную взбучку. От которой на душе никому не становится легче - ни ребенку, ни родителям.
Всему свое время
Так почему же дети учатся плохо? Отчего живой, любознательный малыш, легко обыгрывающий взрослых на компьютере, любящий книжки, приходит в школу и в буквальном смысле перестает соображать?
С этим вопросом мы обратились к Анне ПРИХОЖАНИНОЙ, психологу, специалисту по детской неуспеваемости в школе.
- Проблема отставания от учебной программы в начальных классах - это, можно сказать, проблема нашего времени. Усложняется жизнь, повышаются требования к человеку, и мы во что бы то ни стало спешим из ребенка сделать как минимум Эйнштейна. Для того чтобы во взрослой жизни он смог крепко встать на ноги и жить лучше своих родителей. Но мы забыли о том, что природу не обманешь. Всему свое время. И ребенок развивается поэтапно, не пропуская ни одной ступени развития. Нам же не приходит в голову во что бы то ни стало выучить шестимесячного младенца ходить. Так почему же мы стараемся в пять лет обучить его читать только лишь потому, что соседский ребенок это уже умеет делать?
Мы забыли или просто не знали, что у каждого ребенка длительность цикла развития разная. Помните, когда вы его еще возили в коляске и группировались на прогулках с другими мамочками, ваши одновременно рожденные дети отличались друг от друга тем, что у одного малыша зуб прорезывался на две недели раньше, чем у другого? Мамаша "беззубого" переживала. То и дело заглядывала в рот к ребенку, стучала по деснам ложечкой в надежде, что там вот-вот зазвенит невидимый зубик. Ну и к чему привели эти волнения? Без зубов ребенок все равно ведь не остался и не раз еще прикусывал этими долгожданными резцами маме палец.
Ну и пусть не гениален!
Иметь гениального ребенка стало таким же необходимым атрибутом семейного престижа, как дорогая машина или норковая шубка. В дошкольном возрасте мы отдаем своих детей в детские сады с программой повышенной сложности. И не знаем, что далеко не всем детям это под силу. Вряд ли ваш высокооплачиваемый педагог захочет потерять ученика и признается вам, что ребенок усиленную программу "не тянет". А ребенок чувствует, что отстает от остальных. И для себя решает, что он хуже сверстников. А что может быть страшней для психики, чем заниженная самооценка? И вот с таким комплексом неполноценности он приходит в школу. А там ситуация усугубляется еще и оценочной системой. Полученные раз за разом неудовлетворительные оценки только утвердят его во мнении, что он "плохой". Ведь даже многих взрослых людей цикл постоянных неудач "ломает" и лишь некоторых, наоборот, подхлестывает к решительным действиям. В психологии же младшего школьника неуспех порождает неуспех. А тут еще и мама с бабушкой постоянно жужжат на ухо про его двойки, порою напрочь забывая о том, что помимо школьных тем существует еще масса других разговоров. Вот и получается, что мы, взрослые, из благих намерений замыкаем своего ребенка в узкий мир, состоящий из постоянных провалов и порицаний.
Школа - казенный дом
Все сказанное вовсе не значит, что вы должны махнуть рукой на образование своего отпрыска. Просто перестаньте на него злиться и возлюбите свое чадо вместе с его колами и двойками!
После этого обследуйте ребенка у окулиста: не исключено, что у малыша плохое зрение и он попросту не видит, что написано на доске.
Если вы замечаете, что он часто путает буквы при чтении, - сходите к логопеду. Возможно, у него проблемы с воспроизведением звуков. Грамотный специалист поможет этот дефект устранить.
Если в этой области все окажется нормально, значит, у ребенка просто школьная фобия - страх перед учительницей, от которого он резко глупеет. Постоянные одергивания педагога, насмешки одноклассников приводят детей к стрессу, который мешает им себя проявить. Поговорите с учительницей. Пусть она на какое-то время, хотя бы на месяц, "забудет" о вашем ребенке. Перестанет его спрашивать при всех в классе.
Договоритесь с ней о системе оценок. Попросите ее воздержаться от удовольствия выводить в тетрадках вашего чада жирные двойки. А пусть пока отмечает только хорошие работы. Грамотный, доброжелательный педагог вас поймет и пойдет навстречу, а от неграмотной, вечно кричащей "училки" лучше избавиться и перевести ребенка в другую школу.
Выясните у учителя, какие конкретно пробелы в знаниях имеет ваш ребенок. И ежедневно в доброжелательном тоне занимайтесь с малышом. Не ругайте его, если он чего-то не может понять. А поддержите его во время неудачи, приободрите. Помните, что вы для него - неоспоримый авторитет и все ваши слова он воспринимает буквально. Расскажите какую-нибудь историю о том, как вы в детстве тоже чего-то не умели. Например, считать от десяти в обратном порядке. Так ведь научились же! Объясните, что то же самое произойдет и с ним. Раньше он совсем не знал букв, а теперь знает их все до одной. Значит, скоро он научится их не пропускать в словах.
Но помните, что все дополнительные занятия должны длиться не более 15-20 минут.
Кто делает уроки?
Помогайте ребенку делать уроки. Не забивайте весь оставшийся вечер решением домашнего задания. А просто сядьте рядом с ним и постарайтесь все сделать за час-полтора. Но не делайте уроки вместо него. Просто подсказывайте и направляйте его мысль.
После того как малыш вместе с вами привыкнет быстро справляться с заданием, постепенно отучайте его от своего присутствия. Сначала просто находитесь в комнате, где он занимается, а когда он и к этому привыкнет, можете смело оставлять его одного.
Повысьте его самооценку. Предложите ему игру с "плюсиками": напишите на листе бумаги те доступные для него задания, которые он должен выполнить, придя из школы. Например: переодеться и повесить форму в шкаф, вымыть руки и пообедать, полить цветы, разложить учебники на столе, решить задачу. За каждое выполненное действие ребенок сам себе должен ставить "плюс". И в итоге, пока он дойдет до задачи, которую без вашей помощи, возможно, и не решит, у него наберется достаточное количество баллов, за которые он сможет себя уважать.
По мнению психологов, успеваемость или неуспеваемость ребенка в начальной школе - это еще не показатель интеллектуальных способностей. К четвертому-пятому классам дети, как правило, выравниваются. В средних классах критерии оценок другие, нежели в начальных. И зачастую пай-девочки, которым ставились пятерки за опрятные тетрадки, в пятом классе съезжают на "тройки". Потому что привыкли чисто писать, но не научились думать.
Главное - в начальной школе не отбить у ребенка стремления к творчеству, желания самореализовываться. А двойки... Ну, без них было бы просто скучно!